917 пишет:
С удовольствием. Правда возможно для этого нам прийдется с Вами перейти в другие ветки - "Всё о Долгушине", "Персотема Бардова" или перейти на любой другой форум, где можно называть любые фамилии и нет других дискриминирующих ограничений - например солдат.ру
Выбор за Вами. Либо в личку по мэйлу.
Объясню, почему я снова поднял эти вопросы:
- вернувшись из Москвы в конце мая, я встретился с админом "Рубон"а ("Алмер"ом), который подарил на память мне свою дипломную работу.
Я сейчас почитываю её и нашёл в ней много спорных и интересных вопросов как раз по этой теме, которые бы с удовольствием обсудил с Вами и теми кому интересны они,
- не так давно нами найдены были новые интересные материалы "проливающие дополнительный свет" по этим вопросам.
Итак по порядку: - предлагаю взять к примеру мемуары немцев (Хартмана, Кноке - кого угодно, в которых они описывают как их готовили в авиашколах)
и сравнить по пунктам их с воспоминаниями наших ветеранов,
- предлагаю взять любые "новые ИАПы" (как правило с номерами начинающимися после 120 - от 122 до 129 например), созданные как правило в 1940-м году и проанализировать на их примере как всего за год они были подготовлены, как повели себя в бою (с учётом того что бесценный боевой опыт в них имели как правило лётчики только начиная с командиров эскадрилей - в лучшем случае с командиров звеньев) и какие понесли боевые потери - в воздушных боях,
- давайте почитаем слезливые отчёты Павлова и прочих, которые плакались вышестоящему начальству о ужасном состоянии вверенной им авиации и посмотрим как с этим делом обстояло на самом деле на примере этих полков,
- давайте сравним налёт в часах рядовых лётчиков-истребителей этих "новых полков" и таких же рядовых лётчиков немецких полков действовавших против них, но имевших боевой опыт в войне против Великобритании - в "Битве за Англию",
- давайте поговорим конкретней "о слабой тактической подготовке" наших рядовых лётчиков этих полков и "сильной" немецких действовавших против них. Конкретизируем сам термин - что конкретно подразумевается под ним,
- давайте поговорим конкретней "о слабой авиационной тактике, которую в середине войны пришлось заимствовать у немцев практически полностью", сформулируем определение этой тактики, что входит туда, приведём примеры с обеих сторон, сравним и тогда выводы сделаем,
- поговорим о "истребителях старых типах" - были ли они на самом деле "старыми истребителями" и можно ли было и насколько успешно воевать на них против Ме-109Е, Ме-109Ф и Ме-110 не в экстремальных условиях в которые были поставлены наши пилоты, а в оптимальных условиях - ну скажем в ситуации, которую в своей книге тот "сказочник" описал, с цитаты книги которого Дмитрий Хазанов начал своё "Вторжение" :)
- давайте обратим внимание на такой момент: Павлов (и другие) жалуется вышестоящему командованию на ужасающее состояние вверенной ему авиации, а Копец в разговоре с каким-то своим начальником (кажется с Болдиным) то ли в шутку толи в серьёз на вопрос его отвечает "Буду стреляться". При этом в начале последней "мирной" недели в дивизию Ганичева прилетает на Ли-2 комиссия, цель которой аккурат проверка состояния лётной подготовки дивизии. В каких полках была эта комиссия с понедельника по пятницу - история умалчивает, но в пятницу и субботу она была в 122-м ИАП - поднимала полк по тревоге (и по словам Коробкова продержали полк в состоянии б/готовности всю субботу), проверили уровень пилотажа лётчиков, а зам. Копца (которого расстреляли потом - 23 февраля 42-года) пытался даже лётчиков ползать научить - "пешиму полёту" - ну тому что он сам умел, т.к. был не лётчиком а пехотинцем назначенным командовать авиацией. Что ещё - ползать лётчики не стали, но под их ропот щели рядом со стоянками их эскадрилей выкопать их всё же заставили - и это за день-другой до начала войны.
К чему я рассказал тут всё это? Самое интересное - я нашёл лётчика, который смог мне ответить, к каким выводам пришла комиссия по результатам проверки. Причём в составе комиссии были командиры, которые пережили войну. Один из них - М.Н.Якушин и умер то не так давно - всего лет 5-10 назад. А сын второго в 60-70-х годах работал в академии имени Жуковского в Москве.
Вот я и предлагаю за компанию - давайте займемся этими вопросами - попробуем узнать остались ли где-то в архивах отчёты этой комиссии.
Попробуем найти потомков Якушина, связаться с ними и рассказать им как их знаменитый предок в наших краях начало войны встретил. А заодно поинтересоваться - может он им что-то рассказывал, может в их архиве остались какие нибудь интересные материалы по этому поводу и т.д.
Давайте попробуем хоть через Медведя (он как никак преподаёт в Жуковке) или Симонова вычислить кто руководил той комиссией попытавшись выйти на его сына работавшего в Жуковке.
Вобщем по словам очевидцев комиссия эта осталась довольной уровнем лётной подготовки лётчиков 122-го полка. А затем в тот же день, когда в полк прибыла эта комиссия, т.е. в пятницу 20-го июня в полк прибывают и сами Павлов, Копец и комдив Ганичев. Выслушивают доклад разведчиков пересчитывавших самолёты на ближайшем немецком аэродроме (Сувалки)
и Копец и Ганичев (вероятно по приказу Павлова) решают лететь сами и своими глазами убедиться лично в том что на одной из трех площадок аэроузла "Сувалки" "набилось" порядка двух сотен немецких самолётов.
При чем практически всех типов - как истртебителей так и ударной авиации - бомберы, штурмовики и т.п.
Всё это происходило на глазах той комиссии. Затем на следующий день после полётов приходит приказ Павлова - разоружить полк. При чём не просто снять пушки (как это было в некоторых других полках - например в полку где служил Покрышкин) а разоружить полк полностью - и пушки и ПМ и БЫ - снять все это и сдать в каптерки.
И всё это на глазах той комиссии, в составе которой был Якушин, оставивший свои мемуары, но ни слова не проронивший (по понятным причинам) обо всём этом - и о прилёте Павлова и Копца на аэродром и о разоружении полка и т.п.
Вот потому мне и интересно попытаться связаться с семьями и потомками Якушина и начальника той комиссии и поинтересоваться у них - не рассказывали ли они им что-нибудь, а то может и какие неопубликованные мемуары свои или записки оставили - как ветераны Горголюк, Шмелёв или Шестаков например. Может остались какие-либо письма однополчан или еще что нибудь - в моей поисковой практике и такое бывало.
И вот взглянув на все эти вопросы с такого ракурса давайте посмотрим на складывавшуюся картину. Результатами проверки та комиссия по словам одного ветерана осталась довольна и даже хвалила проверяемых лётчиков за уровень и мастерство пилотажа их и за перегрузки которые они держать могли.
Затем давайте посмотрим на потери которые эти полки понесли. Причем не столько от штурмовок на земле, сколько в воздушных боях. Чем это не критерий для оценки лётной подготовки и боевых качеств их самолётов?
Теперь смотрите дальше - те самолёты которые к вечеру не были уничтожены немцами - весь день до глубоких сумерек выполняли поставленные им боевые задачи. К примеру в наших краях - прикрывать город Гродно и мосты в городе через Неман.
Уходили они - улетали назад уже в глубоких сумерках и Гродно занят не был ещё в тот момент заметьте, а мосты не были ни взоравны ни повреждены и войскам 29-й т.д. и артеллиристам возможность вернуться на восточный берег Немана - собственно в старый район Гродно - такую возможность наши лётчики наземникам дали. Хотя как выяснилось, немцы совершенно и не собирались бомбить САМИ мосты, а работали по войскам подходившим к ним. Но это не важно в данном случае.
Давайте оценим психофизические и эмоциональные нагрузки, которые перенесли лётчики этих "новых приграничных авиаполков" чтобы понять в каком состоянии были они когда вернулись уже практически ночью на свои аэродромы - Лесище и вероятно Черлёна.
Ещё не известно, сколько на этот момент на этих аэродромах оставалось горючего - возможно оно просто кончилось и по этой причине полки решили перегнать в Лиду.
И в этот момент по официальной версии кто-то видимо распустил панические слухи что подходят немцы - танки и мотопехота и кто-то отдал катастрофический приказ об эвакуации остатков обеих полков 122-го и 127-го на базовый аэродром дивизии "Лида", находившийся на ремонте.
Командиры полков принимают катастрофическое решение - перелететь в Лиду, совершенно на тот момент не готовый аэродром для приёма такого количества наших истребителей которое собралось перелететь туда.
К томуже по меньшей мере половина лётчиков никогда не летало ночью.
Как вы думаете - если бы как это принято считать:
- уровень подготовки существенно уступал летчикам фашисткой Германии по налету часов,
- была у наших пилотов слабая лётная практика и подготовка -
сколько бы в таком случае самолётов из Лесища и Черлёны долетело ночью до Лиды и смогло бы там приземлиться, учитывая что:
- аэродром был на ремонте и осталась только одна узкая полоса на которую и днём то сесть нужно было уметь,
- аэродром освещался очень плохо,
- рядом - на краю аэродрома был кирпичный завод с высокой трубой, через которую приходилось заходить на посадку - а тут ещё и ночью и при паршивом освещении!
Вот давайте учтём все эти ньюансы и поглядим:
- сколько самолётов и лётчиков было потеряно обоими полками в результате воздушных боёв,
- сколько самолётов осталось целыми и было перегнано в Лиду,
- сколько из них удалось посадить лётчикам,
- сколько было повреждено,
- сколько было разбито при посадке.
Как Вам такие критерии для определения уровня боевой, и лётной подготовки наших пилотов?
А о тактике мы поговорим отдельно.
Ну а о том что в нашей авиации мало времени уделялось подготовке лётчиков полётам в ночных и плохих погодных условиях - тут я и спорить даже не буду. Это и так ясно и обсуждению даже не подлежит.
Но интересно сравнить как с этим делом было у немцев. Впрочем как и с остальными моментами.