hunter пишет:
цитата: |
Nikolaus пишет: цитата Если Покрышкин стал развивать тактику только в 1943 г, а это все то, о чем западные пилоты знали ан масс уже в 1940, о чем здесь говорить? Покрышкин развивал тактику ещё до 22.06.1941, свойство есть такое у каждого человека - способность мыслить называется. Другое дело, что далеко не все это своё свойство хотят использовать, но это уж дело каждого. И уж совсем другое дело в том, что потребовалось начать валить этих хвалёных нибелунгов пачками, да ещё в нужное время и в нужном месте что бы дрогое начальство соизволило хотя бы не мешать. Да оно и ныне такими вещами занимается, не только в авиации. Те генералы и маршалы, что дали Кожедубам и Покрышкиным расправить крылья положительно и сами были героями. Вся штука в том, что чем выше занимаемая человеком должность, тем в большей степени он должен уметь одолевать свои собственные амбиции, в какие бы красивые одежды эти амбиции одеты бы ни были. Весь же 20 век в сути своей являет наглядное пособие на тему "Что бывает когда жизнь людей строится по принципу: "позволим им грешить и они будут любить нас как дети". Авиация пожалуй одна из наиболее ярких страниц в этом пособии. |
|
Кстати о Покрышкине и его легендарной "формуле успеха" - поднял я как то эту тему в декабре прошлого года будучи у друга покрышкина - моего любимого пилота ГСС Долгушина Сергея Фёдоровича (я и сейчас собираюсь к нему - в понедельник у него день варенья) и вот что он рассказал мне по этому поводу:
Долгушин: "...кто владеет машиной лучше, кто видит лучше - тот и победитель!
Вот Архипенко пишет - тоже как и Покрышкин, который написал "формулу победы": "высота- скорость-манёвр-стрельба" - это глупость!... Вернее - нет, это не глупость, но основа основ...
Я с Покрышкиным говорил (об этом – В.Б.), когда мы познакомились близко. Он командиром корпуса ПВО был в Ржеве и как-то ко мне прилетел.
А он был член обкома. Я его встретил, а у меня 4-я комната была отдельная - вот он там и ночевал. А вечером жена накрыла стол. Выпили, разговорились и я говорю: "Чево ты такую ерунду написал?! Основа в бою, это всё буквально видеть и грамотно принять решение! Вот это - основа боя - любого боя! Это - самое главное"!
Бардов: "И быстрота реакции - быстро принять правильное решение".
Долгушин: "Да - ну это само собой! И голова! Как в футболе говорят - не только ноги нужны, но и голова нужна! :-) Так и у лётчика истребителя: и ноги и руки нужны, но основное - голова. Но голова тоже должна соображать в нужном направлении. И вот осмотретильность"...
Бардов: «То есть глаза+голова+физические способности чтобы при принятии правильного решения (воплотить его в жизнь)»…
Долгушин: «Физические способности и владение СЛ. И даже во время боя – управляешь СЛ – смотреть и всё видеть. Вот даже сильный лётчик с отличной техникой пилотирования в бою – ерунда! Он просто как птенец! Его приходится полётов 8-10 в зависимости от способностей его головы – даже отличному лётчику требуется от 6 до 10 полётов. (Взять) молодёжь или даже «старика» - отличного лётчика – он в первый раз со мной летит в бою. Драка прошла – прилетаешь и спрашиваешь: «Что ты видел»? Он ни хрена не видит! И начинаешь учить! И даже в школе на Каче, чтобы научить нас смотреть: летишь по кругу и смотришь – И-16 какойто в хвост (к тебе) подбирается. Если ты не заметил, не предпринял маневра и сел – значит ты не видел этого СЛ – тебе так дадут! Ну не «по шапке», но так отругают – что ты «слепарь» и всё! Приучали!
Смотрят – какой-то инструктор свободный на И-16 и его посылают: «А нука пристройся к нему»! Смотришь – он к хвосту подходит – ему покачаешь: «Я тебя заметил»! И он отходит: это приучали нас смотреть за хвостом.
Если ты лётчик-истребитель – научись, как мы говорили «крутить на 360 головой»!
Бардов: «Ктото из лётчиков-истребителей, кажется воевавших в Испании, как то сказал, что прихоодилось в бою так крутить головой, что удивлялись как только головы у нас не отваливались»!
Долгушин: “Буквально”!
Бардов: “Так что это была не шутка”?!
Долгушин: “Это не шутка! Вот это – умение головой вертеть, но не без толку а всё замечать! И замечать даже с огромной перегрузкой: жёлтые круги у разных лётчиков по разному. У меня, например, они появлялись, когда перегрузка за 6,5 (Ж) заходит. До шести я держал свободно. А у некоторых – на 4,5-5 Ж перегрузки жёлтые круги” (шли).
Бардов: «А перегрузки были при пикировании и при резких»…
Долгушин: «Не-ет – при резких разворотах. И по вертикали когда машину «рвёшь»… Причём «рвать» то машину нужно с умом:
- если её рвёшь вот так вот (показывает) – она вот так вот идёт, потому что поступательная скорость ещё не погашена… Поэтому её если поставишь вот так – она пузом пройдёт и скорость потеряет. И всё!
- мало дёрнул её (взял на себя) – вот тут скорость потеряешь!
Поэтому»…
Бардов: «Творческий подход - главное был»?
Долгушин: «Да. Вся техника заключалась в том, чтобы выбрать такой момент, оптимальный, что берёшь и используешь планер – скорость используешь и не теряешь ни при малой скорости ни при большой перегрузке – не теряешь скорости – как на планере пилотировать – самое главное! Но и использовать тягу двигателя – это самое было лучшее! Другое дело, когда уже на хвосте у тебя… Тогда уже рви как хочешь»!
Бардов: «Я когда:
- читал книгу о Хартмане – он говорил её авторам что в таких случаях использовал чтото вроде нисходящей бочки со снижением в сторону,
- а Попков Виталий Иванович мне сказал, что его научили в таких случаях кидать машину в беспорядочное падение – чуть ли не в штопор.
А как делали Вы в таких случаях»?
Долгушин: «Но чтобы в штопор беспорядочно – тоже самое – высота же нужна»!
Бардов: «При наличии высоты – разумеется»!
Долгушин: «При высоте. А иногда приходилось драться и на 200 м и на 100 м»!
Бардов: «А что Вам ответил Покрышкин, когда Вы ему сказали – чтож ты ерунду говоришь»?
Долгушин: «Он говорит: «Ты прав Сергей! Я просто как то упустил это дело»!
Бардов: «Т.е. несмотря на то что говорят, что у него был тяжёлый характер, признавать свои ошибки он всётаки умел»?
Долгушин: «А чево ему передо мной? Как лётчик он больше меня сбил, трижды Герой! Но он же понимал, что я умею летать, причём дивизией командую, бомбардировочной”! Ну как он со мной не согласиться?!
А потом он иногда прилетит – прямо на пстребителе своём Миг-15: «Сергей, помоги – мне надо проверить такую то дивизию – пошли самолёта 3 вот так и так».
А мне отказать ему… Ну другому – я вон этому – командующему – Савицкому иногда скажу: «У меня нет, некогда» и откажу ему. Ну а Покрышкину!…
И один раз я влзетел сам на Ил-28, а он меня перехватывает: заходит в хвост, а я увидел это»…
Бардов: «Там же сзади даже стрелок у вас был»!
Долгушин: «Стрелок и у него 2 пушки 23-мм.
Покрышкин заходит, а я вижу и стрелок-радист мне докладывает: «Заходит»!
Я ему говорю: «Я вижу». Вижу, что он вот-вот начнёт прицеливаться и я:
- один двигатель убрал,
- поставил его вот так,
- как вторым дал,
- развернулся и в лоб!
Он выскочил и потом говорит:
- “Что ты сделал”?!
- “Неужели ты с Ме-110 не встречался? Помнишь, Ме-110 делали: внутренний мотор на вираже убирали и на внешнем разворачивались моментально! Помнишь”?
- “Помню”.
- “Ну и я это применил”!
- “Я смотрю – ты у меня перед носом всю машину поставил! Ну что – врезаться чтоли?! Я ручку к себе”…
Ну и посмеялись.
Бардов: “Значит отношения были товарищеские”?
Долгушин: “Да. Мы с ним в хороших отношениях были. Он на год меня раньше учился в академии Генерального штаба. Когда я пришёл (туда) мы видели друг друга и всегда в хороших отношениях были. А когда мне дали (звание – В.Б.) генерала – он узнал и первый поздравил меня!
И потом один из них – я уже был полковником, а он – подполковником. И он говорит: “Слушай, а ты помнишь, когда ты был командиром эскадрильи, кем ты был? Ты капитаном был”? А он был подполковником – командиром полка!
“Это ты выскочил, когда тебя перевели в дивизию в Кубинку, что на Миг-15 начала летать – вот на чём ты выскочил”. И потом он когда дивизией командовал, у него штатная категория была такая же как и у меня: я командир корпуса - генерал-лейтенант, а он – командир дивизии и тоже - генерал-лейтенант. “Так что, - говорит – ты не лезь”! А потом мне рассказали, как Покрышкин его осёк – он же знал меня, как и я знал!
Он же понимал, что рядового не поставят! Он знал, как я командую дивизией, парады как вожу – и на истребителях и всё”!
Бардов: “Что интересно, когда все начали повторять вслед за Покрышкиным: главное - скорость, главное – скорость!… Архипенко сказал этому Артёму Драбкину, что в воздушном бою (особенно если рассматривать бои первых дней войны – в июне 1941 г.) на максимальной скорости не каждый то и сможет воздушный бой провести”!
Долгушин: “Да”.
Бардов: “Так что здесь главное в воздушном бою не скорость, а именно то о чём Вы и говорите, т.е.:
- острый глаз,
- реакция и быстрота принятия правильных решений,
- хорошая физическая форма и подготовка пилота”.
Долгушин: “И всё! Вот высота, когда её есть запас – тогда ты можешь воспользоваться ей, скорость разогнать, которая для маневра нужна и для вертикального – особенно! Высота – нужна! А так – главное:
- зрение – видеть всё
- и владеть машиной!
А основа – это всё видеть! Тогда, если голова нормальная – примешь нормальное решение и построишь бой так как надо! Ну и дальше – как техника пилотирования”.
Бардов: “И ещё один момент мы упустили – знать слабые стороны СЛ потивника”!
Долгушин: “Ну когда по прежним боям знать, управляемость этого самолёта противником… А так же – начинаешь бой – не знаешь, с кем ты дерёшься!
Вот когда после боёв в Тамани на северном Кавказе, и после Курска немцы лётный состав – своих “стариков” потеряли – помоему 62% стариков, с которыми начинали воевать”!…
Бардов: “Которые хвастались, что они самые несбиваемые”
Долгушин: “Да, да, да – которые думали что они дойдут до Москвы и им хватит – они школы не развивали! А потом начали развивать и уже в 1942-м году – чувствуется, что он “курёнок”, “птенец”! Особенно в 1944-м году: нас много, а их меньше. Я помню, над Данцигом: я за ним тяну – за Фоккером, а он бы хоть… Сразу чувствуется по его поведению на Фоккере”…
Бардов: “Даже на Фокке-Вульф-190 ставили молодых”!
Долгушин: “Да – я же вижу, как он владеет СЛ. Ну и что – я его расстрелял и всё! И он не маневрирует, ничево – сразу же видно – это молодой.
И вот в 1943-м году, во время Демьянской операции, когда сбили мы Ганса Гаана”…
Бардов: “Хайнца “Асси” Хана”?
Долгушин: “Ну, мы его знали, как Ганса Гаана и он представился: “Ганс Гаан”...