Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 15.08.06 02:54. Заголовок: Вопрос к фотографам
Идея этой темы родилась после прочтения книги Д.Лейпника "Як-9. Рядовые небес" (весьма посредственной и малокомпетентной, на мой взгляд). Автор, похоже, заядлый моделист, и, как многие моделисты, повернут на идее наиболее точного воспроизведения внешнего облика военной техники в своих моделях. В частности, это касается раскрасок самолетов. Поражают рассуждения автора: здесь на фотографии оттенок светлый, значит красочка должны быть светло-серая, или светлозеленая, а вот самолет - подарок фронту от жителей Киева. Дарственная надпись на фото чуть темнее, чем тактический номер, нарисованный белым, следовательно была жевтой, с блакитной обводкой (а може, памаранчовой?). Не уверен, что автор занимался когда-либо серьезно фотографией, собственно, я тоже не фотограф. Но в детстве через это увлечение прошел. Так вот, была у меня ста-а-арая книга, чуть-чуть постарше меня самого (издательство середины 60-х). И там была интересная глава - о различных фотоматериалах. Оказывается, соединения серебра, используемые в фотоэмульсии черно-белых фотоматериалов, имеют совсем другую спектральную характеристику фоточувствительности, чем человеческий глаз - сдвинутую в область синего и ультрафиолетового цвета. Именно поэтому фотобумагу можно обрабатывать при свете красного фонаря. Но при фотографировании это приводит к неправильной передаче полутонов. Розовые и оранжевые "в жизни" места становятся черными, синие - белыми, или светло-серыми и т.д. Поэтому фотопленку и фотопластинки научились "сенсибилизировать", т.е. увеличили чувствительность к свету оранжево-красного диапазона. Однако это только половина решения проблемы, так как кривая фоточувствительности сенсибилизированных фотоматериалов сильно отличается от соответствующей характеристики человеческого глаза. Если мы наиболее восприимчивы к свету зеленого диапазона, и наша чувствительность постепенно убывает к красной и синей границе спектра, то у сенсибилизированных материалолв могло быть два и более пика спектральной фоточувствительности (например, в области оранжевого и синего цвета), и провал в области зеленого. Поэтому фотоматериалы надо было еще и нормализовывать. Так вот, в той старой книжечке описаны куча любительских и профессиональных фотоматериалов, с характеристиками спектральной чувствительности и рекомендациями, когда, что и где применять. Запомнились такие звучные названия, как "ИзоХром","ИзоОрто","ОртоХром", "Панхром", "Изопанхром". Однако в годы моего детства мне не доводилось встречать в продаже ни одного из этих звучных названий. Точнее, из всего этого семейства выжил один изопанхром, как наиболее продвинутый и изопанхромом зваться перестал, так как если кругом все изопанхромы, то хвастать своей изопанхромистостью не перед кем. Но ведь неспроста вся эта славная семейка описана в старых книжках: значит были пленки и пластинки разных сортов, наверно, отличались в цене, какие-то, наверно были дефицитом, какие-то имелись в изобилии? Если это могло происходить еще в 50-60-е годы, то в 40-е и подавно? А что же это значит? А значит это то, что на старых снимках полутона могут совершенно не соответствовать нашему восприятию. Например, самолет АИР-7 на старой фотографии кажется черным, как концертный рояль, но на самом деле мог быть ярко-красным, а военные самолеты, которые на фотографиях выглядят темно-серыми, почти черными, на самом деле - светло-зеленые, черные звезды - ярко алые, а пресловутая дарственная надпись киевлян на самом деле блакитная с жовтой обводкой, а не наоборот, но никак не помаранчовая... Может кто-то скажет, что тема эта не имеет отношения к войне, а я не согласен. Ведь о войне мы знаем во многом благодаря кадрам кинохроники и фотографиям тех лет. Да и вклад фоторепортеров и киножурналистов в общую победу нельзя переоценить. Помните: "С лейкой и с блокнотом, а то и с пулеметом, сквозь огонь и воду мы прошли..." А ведь фотоматериалы, пленки, пластинки, фотобумага - это настоящее оружие фоторепортера, как патроны для солдата, как снаряды для артиллериста. Почему же про артиллерию, авиацию, флот, стрелковое и прочее оружие написано столько подробных трудов и исследований, а тема развития фотоматериалов осталась обойденной стороной? А если не обойденной, то что и где об этом можно почитать?
| |
Профиль
Цитата
|
Ответов - 7
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 15.08.06 07:04. Заголовок: Re:
Sergik пишет: цитата: | Запомнились такие звучные названия, как "ИзоХром","ИзоОрто","ОртоХром", "Панхром", "Изопанхром". Однако в годы моего детства мне не доводилось встречать в продаже ни одного из этих звучных названий. Точнее, из всего этого семейства выжил один изопанхром, как наиболее продвинутый и изопанхромом зваться перестал, так как если кругом все изопанхромы, то хвастать своей изопанхромистостью не перед кем. |
|
Наверное, потому что перешли на светофильтры, которые могли решать те же самые проблемы без химии. В детстве когда ходил в фотокружок тоже часто сталкивались с этими проблемами. Только на уровне наших камер Смена-8М их решить было нельзя.
| |
Профиль
Цитата
|
|
Отправлено: 15.08.06 11:05. Заголовок: Re:
А где выпускались фотоматериалы в Союзе в 1941 году? В Шостке, Москве, Ленинграде или где-то еще? Шосткинская "Свема", по-моему, создавалась после войны на трофейном оборудовании.
| |
Профиль
Цитата
|
|
Отправлено: 15.08.06 20:26. Заголовок: Re:
| |
Профиль
Цитата
|
|
Отправлено: 16.08.06 00:36. Заголовок: Re:
Кроме пленок для художественной фотографии - изопанхроматических - выпускалисть также и технические пленки - репродукциовнные (в свою очередь, делившиеся на штриховые и полутоновые - в современных компьютерных программах это соответствует BLACK AND WHITE м GRAY SCALE), сверхвысокочувствительные, особо мелкозернистые (микрат), рентгеновские, для аэрофотосъемок... Они имели другую сенсибилизацию. В частности, экраны осциллоскопов светились зеленым (обычно; бывали и другие цвета, я, например, помнею оранжевый - но это экзотика). Отдельная тема - фотобумаги. Их сенсибилизация, понятно, мало кого интересовала, зато бумага разного сорта давали разные оттенки изображения. Йодосеребряные, помнится, - зеленоватое, аристотипная бумага (крайне малочувствительная бумага для контактной печати на дневном свету) - сепия, бромпортрет - то, что называлось "теплым", технические бумаги - напротив, угольно-черный.
| |
Профиль
Цитата
|
|
Отправлено: 16.08.06 02:54. Заголовок: Re:
Аника-воин пишет: цитата: | А где выпускались фотоматериалы в Союзе в 1941 году? |
| Вот это мне и хотелось бы узнать. Если не выпускались, то у кого закупались и какие? Также интересен вопрос по истороии фото и кинокамер.
| |
Профиль
Цитата
|
|
Отправлено: 16.08.06 15:13. Заголовок: Re:
Sergik пишет: цитата: | Если не выпускались, то у кого закупались и какие? Также интересен вопрос по истороии фото и кинокамер. |
| Список литературы: http://www.photoline.ru/link1.htm Описание фотоаппаратов: http://www.foto.kodwa.com.ua/cameras/ И отличная статья Федора Лисицына (с вставкой Елены Фисенко) "Для прицельных кадров": http://www.foto-video.ru/tech/review/war_phototehnik "Из США и Великобритании за все время войны было поставлено: 4 (четыре) 35-мм и 55 (пятьдесят пять) 16-мм кинокамер, 178 фотоаппаратов всех типов, увеличителей на сумму 5272 доллара США, 48 аэрофотоаппаратов и 3 фотокинопулемета (это не считая, конечно, штатного фотооборудования на поставленных по ленд-лизу самолетах). Поставки фотоматериалов куда более внушительны. Всего Советский Союз получил: — позитивной (в смысле для копирования кинофильма с кинонегатива) 35-мм пленки на сумму 178001 доллар; — негативной 35-мм на сумму 59007 долларов (877000 м); — позитивной 16-мм на сумму 10755 долларов (336194 м); — негативной 16-мм на сумму 4715 долларов (102250 м); — позитивной 8-мм на 270 долларов (2000 м); — фотопластинок 17455 шт.; — рентгеновской пленки 30784 пачки; — фотобумаги 307 тонн; — одноразовых ламп-вспышек 104630 шт., на 92000 долларов." Упомянуты Харьковский и Красногорский заводы фотоаппаратуры. Харьковский ФЭД был эвакуирован в Бердск под Новосибирском.
| |
Профиль
Цитата
|
|
Отправлено: 21.08.06 02:06. Заголовок: Re:
Аника-воин пишет: цитата: | И отличная статья Федора Лисицына (с вставкой Елены Фисенко) "Для прицельных кадров": |
| Действительно, отличная статья. Большое спасибо за ссылку! "Основной была черно-белая негативная кинопленка, как ортохроматическая (нечувствительная к красному освещению) так и панхромантическая, чувствительностью в современных единицах 12–25, редко 45–90 ASA. ... Редакции крупных издательств в период Великой Отечественной войны были оснащены преимущественно дальномерными малоформатными фотоаппаратами в корпусе жесткой конструкции Leica разных модификаций выпуска до 1939 года фирмы E. Leitz (Ветцлар, Германия) и Contax фирмы Zeiss-Ikon (Дрезден, Германия). В качестве фотоматериала использовались фотопленки Kodak и Agfa." В общем, как я и предполагал: пленки были разные - крупные издательства работали на импорте, фоторепортеры издательств поменьше - на отечественных, причем в ходу были разные типы фотоматериалов.
| |
Профиль
Цитата
|
|
|