R1976 пишет:
цитата: |
Ольга. пишет: цитата: "...Увидев красные звезды на самолетах, американцы не стали продолжать бой и улетели. Сразу же признав свою ошибку, глава американской военной миссии принес извинения, которые были приняты Сталиным. .." Ничего себе. Завалили самолеты, поубивали союзников - и -ах, простите, парни перебрали вчера виски. Ващще! Перед этим Колдунов сбил по крайней мере 1 Лайтинг. |
|
Давно уже собирался зайти в эту ветку, да всё то руки, то ноги не доходили
Ещё в мае, когда С.Ф.Долгушин (после удачно перенесённой операции на глаза и перед его традиционным отбытием на свою дачу на всё лето) пригласил меня к себе в гости, я опубликовал на форумах своё предложение присылать вопросы к Долгушину и мне ответил авиаинженер из Харькова Александр Сердюков.
В мае декан факультета физкультуры ГрГУ (в подчинении которого я нахожусь) не дал мне даже дня отпуска за свой счёт чтобы съездить к Долгушину (а принять меня у себя С.Ф. мог только в рабочие дни), поэтому всё что я смог, это отослать
вопросы коллеги Сердюкова Сергею Фёдоровичу и готовить материал для Долгушина чтобы передать его ему осенью - по его приезду в Москву.
Вот что коллега Сердюков написал мне и Долгушину:
==Здравствуйте Василий.
Как и обещал посылаю свою "выборку", может быть Сергею Федоровичу будет интересно это почитать и оценить уровень споров и справедливость различных предположений.
По тем его выступлениям, что я видел в телепередаче о Василии Сталине мне он показался человеком достаточно строгим в оценках и за словом в карман не лезущем. Но мне интересны любые его отзывы, в том числе и ругательные.
Дело в том, что в своей работе по "ишачку" я могу достаточно профессионально, основываясь на своих знаниях и опыте судить о конструкторских и технологических решениях при его проектировании и выпуске. Достаточно компетентно могу оценить ЛТХ полученные в результате испытаний. (По специальности я инженер-конструктор по самолетостроению, 10 лет назад закончил Харьковский авиационный институт. А по своей работе занимаюсь в том числе и проектированием самолетов, причем мой "сектор работ" это проектирование вертикального и горизонтального оперения, так что вопросы "устойчивости и управляемости самолета" это как раз в моей компетенции.)
Но вот в вопросах связанных непосредственно с пилотированием самолета, с тактикой боевого применения и прочими "прикладными дисциплинами" приходится полагаться на мнения других, более компетентных в этом людей. Летчиком я к сожалению стать так и не успел. Когда после работы, службы в армии и учебы на первом курсе у меня наконец появилось "свободное от учебы время" для занятий в аэроклубе … Сами аэроклубы перестали существовать. Сначала материально (не стало бензина), а потом и технически (все Як-52 у нас уже списаны). Так что если свои знания в тактике применения я еще могу подымать прочтением книг (начиная с мемуаров и заканчивая различными учебными пособиями - от " Тактики в боевых примерах " и до книжек типа "Инструкция по воздушному бою истребительной авиации 1945 г") то вот с летной практикой и вопросами с ней связанными…. тут дела весьма печальны.
Вообщем вот несколько примеров моих рассуждений, обобщений, предположений и выводов.
Свои высказывания я дал обычным шрифтом. Высказывания моих оппонентов курсивом + высказывания разных людей отличаются количеством >>>> перед фразами. Различные темы споров я отделил друг от друга жирной линией ______А это я поместил просто как пример моих рассуждений, по имеющимся фактам.
Само событие для меня как бы «не в тему». Просто факты по боевому использованию И-16 я оцениваю, примерно по той же схеме. И может Сергей Федорович подскажет еще какие-либо критерии оценки.
БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ ШТАБА 866 ИАП
Ниш, 7.11.1944 года, 16.00.
7.11.44 г. 12.50 группа 12 самолетов типа ЛАЙТИНГ производили штурмовку частей стрелкового корпуса 3-го Украинского фронта, двигавшихся по дороге от НИШ на запад в районе ЧАМУРЛИЯ.
4 самолета в строю растянутого пеленга производили атаки по одному с Н - 400 м с выводом на Н - 50 м. Две четверки ЛАЙТИНГ в строю пеленга ходили на Н - 1500 м. После первых атак по самолетам открыла огонь ЗА из состава ПВО аэродрома НИШ, огнем ЗА был сбит 1 самолет ЛАЙТИНГ, который упал 1 км севернее аэродрома.
В 13.00 взлетела по-зрячему дежурная пара Як-9 866 ИАП, ведущий л-т КРИВОНОГИХ и ведомый мл.л-т ШИПУЛЯ. В 13.05 взлетело 6 Як-9, командир АЭ к-н БОНДАРЬ, командиры звеньев ст.л-т СУРНЕВ, ст.л-т ЖЕЛЕЗНОВ, ст.л-т ПОЦИБА, летчики л-т ЖЕСТОВСКИЙ и мл.л-т СЕРДЮК.
В 13.10 взлетела пара Як-3, ведущий к-н КОЛДУНОВ и ведомый л-т КРАСЮКОВ.
Первая пара, взлетев, пошла с правым разворотом на сближение с штурмующими 4-мя самолетами ЛАЙТИНГ. 2 самолета ЛАЙТИНГ перешли в атаку на пару КРИВОНОГИХ. Мл.л-т ШИПУЛЯ произвел атаку по самолету ЛАЙТИНГ, заходившему на повторную атаку наземных войск, с первой же атаки зажег его, последний с углом в 40 градусов врезался в землю в районе 500 м севернее аэродрома НИШ, где и сгорел. Л-т КРИВОНОГИХ, отбиваясь от атаки 2-х самолетов ЛАЙТИНГ, с вертикального маневра зажег одного из них, который горящий упал 8-10 км севернее аэродрома НИШ, на горе в лесном массиве.
При последующей атаке л-т КРИВОНОГИХ зашел в хвост следующему самолету ЛАЙТИНГ, по которому ЗА открыла заградительный огонь. Попав в разрывы снарядов ЗА, самолет л-та КРИВОНОГИХ задымился, сделал переворот и с углом 80-85 градусов врезался в землю 3 км северо-восточнее аэродрома.
Взлетевшие командир АЭ к-н БОНДАРЬ и командиры звеньев ст.л-т СУРНЕВ и ст.л-т ЖЕЛЕЗНОВ, определив, что это самолеты американские типа ЛАЙТИНГ, в воздушный бой с ними старались не вступать. Атакуемые одиночными и парами самолетов ЛАЙТИНГ, маневрировали по вертикали и горизонтали, стремясь не давать им вести огонь. Ст.л-т СУРНЕВ покачиванием самолета дал знать, что это не противник, после чего самолеты ЛАЙТИНГ отвалили и атаки прекратили.
Летчик мл.л-т СЕРДЮК, взлетев один, сразу же был атакован самолетом ЛАЙТИНГ. Выйдя из-под атаки, он увидел, что один самолет ЛАЙТИНГ атакует самолет Як-9, в свою очередь атаковал этот самолет, который сразу же загорелся и упал 1 км северо-западнее аэродрома.
При последующей атаке мл.л-т СЕРДЮК атаковал еще один ЛАЙТИНГ, дал по нему две очереди из пушки и пулемета, который задымился и ушел со снижением в северо-западном направлении.
В районе 2 км севернее НИШ л-т ЖЕСТОВСКИЙ вел бой с парой ЛАЙТИНГ, атаковал одного из них сверху-сзади и пушечно-пулеметным огнем подбил его, который задымился и ушел со снижением в северо-западном направлении.
Второй самолет ЛАЙТИНГ сзади атаковал л-та ЖЕСТОВСКОГО и поджег его самолет. Л-т ЖЕСТОВСКИЙ получил пулевое ранение в правую ногу, правый бок и палец правой руки, выбросился с парашютом и приземлился в районе д. КАМЕНИЦА, что 8 км севернее НИШ, самолет сгорел.
Ст.л-т ПОЦИБА после взлета набрал высоту 2000 м и пристроился к группе из 12-ти ЛАЙТИНГ, которые подходили к аэродрому с курсом 100 градусов. Покачиванием дал знать что это свой самолет и стал указывать на свой аэродром. Самолеты ЛАЙТИНГ огонь не вели, развернулись и ушли с курсом 240 градусов. В это время подходили с запада еще до 60 самолетов ЛАЙТИНГ, которые встретились с 1-й группой, развернулись и пошли с курсом по направлению на запад.
Л-т КРАСЮКОВ, вылетев и опознав американские самолеты, в бой не вступил. Наблюдал <как> в районе 1 км севернее аэродрома самолет Як-9 горящим упал на землю.
В воздушном бою самолетами ЛАЙТИНГ сбито 2 самолета Як-9. Летчик мл.л-т ШИПУЛЯ погиб, л-т ЖЕСТОВСКИЙ спасся на парашюте. Л-т КРИВОНОГИХ, сбитый нашей ЗА, погиб.
В этом бою, по наблюдениям с земли, огнем ЗА и нашими истребителями сбито 5 самолетов ЛАЙТИНГ.
ВЫВОД: Пролетающая группа самолетов ЛАЙТИНГ, очевидно, ошибочно атаковали колонну наших войск в связи с потерей детальной ориентировки, приняв этот район как территорию противника.
В воздушном бою самолетов Як-9 с самолетами ЛАЙТИНГ последние показали хорошую горизонтальную маневренность и при ведении воздушного боя на виражах преимущество осталось за самолетами ЛАЙТИНГ, которые легко заходили в хвост самолетам Як-9, имеющим значительно больший радиус виража, чем самолеты ЛАЙТИНГ.
На вертикальном маневре Як-9 имел преимуществыо над самолетами ЛАЙТИНГ.
/ЦАМО РФ, ф.866 иап, оп.223502, д.3/
>>>>У наших я встречал еще только вот такую коротенькую запись в делах 897 иап (той же 288 иад):
Оперсводка штаба 897 ИАП № 463, Ниш, 7.11.44.
12.50-13.20 4 Як-9Т ведущий л-т ЛУКАШЕВИЧ вылетали по тревоге на прикрытие аэродрома. Группа американских самолетов типа ЛАЙТИНГ штурмовали наши наземные войска по дороге от НИШ на БЕЛГРАД. Наши самолеты подошли к группе американских самолетов, опознали их, подали сигнал "Я свой самолет". Воздушного боя не вели.
>>У меня есть американские документы по этому инциденту, начиная с отчета 82FG и кончая перепиской американских военных руководителей с результатами расследования (всего 14 страниц документов). Тка что может и можно статью сделать?:)
В числе погибших американцев:
Капитан King, Лейтенант Brewer, Лейтенант Coulson.
Кстати, американцы говорят о трех потерянных Лайтнингах, один из которых на счету ЗА. Еще 5 повреждены ЗА.
>>>>Оперсводка писалась вечером 7-го, а судя по всему, уже ночью или назавтра было приказано все это "забыть"... В общем, сейчас трудно разобраться. Исходные рапорта уцелевших пилотов не сохранились (возможно, тот же Сердюк написал, допустим, что по его мнению, он так сильно повредил "лайтнинг", что тот просто должон был упасть, поэтому ему и записали 2 сбитых, а не 1...). Естественно, действия погибших описывались либо по наблюдению с земли (кстати, описание сбития и гибели Шипули отсутствует), либо со слов других летчиков, а из всего этого та еще каша может быть... Из документальных описаний боя есть только Боевое донесение о конкретном эпизоде (которое приведено) и Оперсводка, в которой, в ряду других событий за день, есть то же самое описание в сокращенном виде, и еще в итогах за день фамилии пилотов, сбивших Р-38е... Все остальные "свидетельства" - это уже пост-фактум, послевоенные с тем или иным процентом отсебятины (у того же комдива-288 Смирнова, к примеру), где уже в соответствии со сложившимися к тому времени реалиями появились и "подвиги" Колдунова, и полетная карта с отмеченным маршрутом движения нашей колонны, якобы найденная в кабине сбитого Р-38, и прочая мура...
>>>>>> В Военно-историческом журнале № 6/96 было опубликовано несколько документов по этому событию - в частности письмо зам начальника Ген. штаба Антонова главе американской военной миссии в СССР от 9.11.44. Там есть следующий фрагмент:
"Атаки "Лайтнингов" прекратились лишь после того, как ведущий группы советских истребителей капитан Колдунов, рискуя быть сбитым, подстроился к ведущему группы американских истребителей и показал ему опознавательные знаки своего самолета."
Вслед за этим в документах штаба союзников на Средиземномрье появляется следующая оценка:
"To Capitan Koldunov of the Red Air Force high tribute must be paid in this connection for his courage and quick thinking by exposing himself in order to identify his flight as friendly and so to terminate the engagement." (Сканы опубликованы в Шифферовской H. D. Siedl "Stalin's Eagles")
Так что особая роль Колунову в этой истории была отведена еще тогда - и на самом высоком уровне...
Я по поводу Вашего "Мне в этой истории интересно другое: почему вся полковая "круть" - Бондарь, Сурнев стали ГСС, Поциба тоже ас с десятком сбитых - почему они ни х... (извиняюсь) не сделали" в ветке о бое с Лайтингами.
А что если предположить, что боевое донесение было написано ни как "отчет", а как "отмазка"?
Все таки (хоть и за дело) но поубивали то союзников. Причем не "случайно смахнули", а целенаправленно - жестко дрались минут 10.
Если не путаю, где то там же и примерно тогда же, из-за штурмовки Лайтингами погиб один из советских генералов. (На ВИФе вроде как эта тема когда то всплывала)
Т.е. возможно, что вылетели по вызову "наземников" и уже ЗНАЛИ, что против амеров и с заданием ЛЮБЫМИ средствами прекратить удары по своим. (к примеру может они там штаб корпуса долбали)
А когда горячность (типа "что ж они СУКИиии!!!...") прошла и начались разборки "на высшем уровне", то вся "полковая круть" решила, что нам такая "слава" и нафиг не нужна. И все сбитые были записаны на погибших, тяжело раненых и "молодую зелень".
Причем высшее руководство эта "версия" тоже устраивала на 100 % - и тех и тех.
Амеры "ошиблись", потом наша молодежь "ошиблась", а потом прилетели старички (с обеих сторон) и ВООБЩЕ не стреляя развели "драчунов". Т.е. разборки между "детьми", НЕ ДОЛЖНЫ перерасти в разборки между "взрослыми".
Вообщем попробуйте проанализировать все те документы, что есть у Вас с этой точки зрения. Может "картинка" сложится?
………..
А если таки "дозреете" на статью - хорошо бы было разобраться поточнее с
1)составом пар (т.е. кто был ведущими у отличившейся молодежи)
2)географией происходящего (именно по карте, причем с привязкой к рельефу и разбивкой по времени)
3) попытаться выяснить погодные условия в это время в этом месте.
4) узнать кого именно и с какими результатами долбили амеры.
5) разобраться с амеровской трактовкой событий (кто "ошибся", кто сбивал и кто "разводил драку") - звания, должности "заслуги".
ИМХО тогда можно будет более уверено трактовать и объяснять боевое донесение. То ли действительно это "отмазка", то ли народ действовал сумбурно и разрозненно. Вопрос из-за чего? Может погода виновата. Может рельеф, Может их начальство в воздух "шугануло" так, что времени на организацию не было. Ведь действительно странная картина получается ведомые дерутся во всю, а ведущие не знамо где шлендруются. (Причем версию о трусости или еще чего подобное я загоняю в самый самый конец списка. Люди не ангелы, но и не сволочи и подонки)
Кстати - как по мне интересная черта - "производили штурмовку частей стрелкового корпуса 3-го Украинского фронта". Почему не указан номер корпуса? Может их поднимали в воздух по звонку фронтового начальства? А к кому был "приписан" 866 ИАП тогда? Кого должен был прикрывать? Может и в этом есть какая причина?
Вообщем версий и вопросов я набросал.
Буду рад если, что Вам пригодится или натолкнет на что то.
…….
То что 866 ИАП перевооружался и следовательно в боевое расписание не включался, тоже может кое что прояснить.
Возможно фразу "В 13.05 взлетело 6 Як-9" следует читать именно "ШЕСТЬ", а не "ШЕСТЕРКА". Т.е. после "дежурной ПАРЫ" взлетели те у кого самолеты были БОЕГОТОВЫ. Это может объяснить и сумбур в действиях отсутствие радиосвязи. (самолеты из разных эскадрилий рации настроены на разные волны, или просто "холодные" полеты не планировались и частоты не выставлены).
Эта же версия может объяснить, почему полный бардак в действиях "ШЕСТЕРКИ" не получил никаких оценок в боевом донесении. (А ведь по идее случай когда ведомые ведут бой и гибнут, а ведущие не знамо чем занимаются должен был хоть как-то отмечен. Это ведь не просто "боевое донесение", это отчет о вопиющем случае - бой между своими. За такие "случаИ" для "отдельных товарищей" существовала реальная возможность отправиться под трибунал + такой рапорт пойдет "на самый верх". Т.е. виновен-невиновен, это еще как решат, а вот впечатления о командире и НШ полка "большие люди" будут составлять во многом по этому рапорту. Т.ч. если речь идет о ШЕСТЕРКЕ, то получается, что командование полка не может ни толком подготовить летчиков, ни дать нормальную оценку их действиям, а следовательно и извлечь уроки. А вот если это ШЕСТЬ то тогда командование оперативно и четко среагировало. ПВО аэродрома в полной боевой, дежурная пара поднята моментально после начала штурмовки и всего через 5 минут поднято все, что может вести бой (а 2+6+2 в течении 10 минут для полка занимающегося мирной учебой это хороший результат). При этом более опытные товарищи сразу опознают самолеты и пытаются все решить мирно. А менее опытные, хоть и не успевают разобраться в обстановке, но воздушный бой ведут грамотно и "противника" побеждают.
А вообще, если "все так и было" то интересная картина получается. У "среднестатистического амера" на тот момент была пожалуй лучшая среди всех воюющих летная и стрелковая подготовка. Лайтинг весьма живучая машина, с очень мощным вооружением, с хорошими ЛТХ и обзором. Точная очередь с Лайтинга (кстати интересно какие там прицелы были обычные или с вычислителем), это практически 100% гроб для Яка, а вот "наоборот" шансов гораздо меньше.
И при этом дерясь одними молодыми разменяться 2х2. (Нашего КРИВОНОГИХ и их Capt. Charles King я не считаю) + еще кто то из 5 поврежденных Р-38, наверняка от истребителей привет получил.
И о Колдунове. А может именно он "договаривался" с теми 60-ю Р-38, что подходили с запада? Поэтому и наши и амеры его и приняли за "главного виновника".
=========================================================
Все кому что нибудь интересно узнать у Долгушина могут оставлять вопросы для него относящиеся к теме этой ветке здесь же. В ближайшее время я распечатаю их и привезу и зачитаю Сергею Фёдоровичу (т.к. сам он доступа к интернету к сожалению не имеет). А ответы его запишу как всегда на диктофон и потом опубликую в сети либо предложу издательствам опубликовать наши беседы с ним в виде книги.