Форум сайта
Новичкам о регистрации на форуме.
Исходное сообщение:
В.Веселов пишет: На..

В.Веселов пишет:

 цитата:
Насколько я понимаю, разговор идет о том, для чего нужен был колесный ход.


Не совсем. Разговор идет (шел) о том, использовался ли вообще колесный
ход на территории СССР в достаточном объеме, чтобы быть заметным. В
особенности в свете тезиса о необходимости колес ради сбережения
ресурса гусениц.

 цитата:
Предположим, я с вами в этом согласен, но прежде чем принять окончательное решение, хотел бы услышать аргументы в пользу второй версии.


Во-первых, использование танков БТ в тылу противника, точнее в
глубине его обороны, нисколько не отрицает использование оных
же в собственном тылу. Ну не с самолета же они будут сбрасываться.
Следовательно, как логично подсказывает Cat, это использование
может быть двуединым, если, конечно, позволяет местность.

Что же касается аргументов в пользу данного тезиса, то они основываются
на использовании танка БТ в составе мехсоединений и его отдельной
роли в системе танкового вооружения СССР в качестве оперативного
танка самостоятельных мехсоединений. Задачи таковых я цитировал
уже несколько раз.

Я осмелюсь предложить еще такой тезис: танки БТ воспринимались равнозначными
коннице времен Гражданской войны. Но кроме подвижности, пришло бронирование
и пушечно/пулеметное вооружение. Времена, когда конница шла в атаку
на оборонительные позиции, рассыпавшись "лавой", прошли, в силу насыщения
армий артиллерией, но про рейдовые возможности конницы никто не забыл.

Теперь об использовании танков БТ на дорогах противника. Цитата из
выступления Павлова на совещании высшего руководящего состава РККА 1940 года:

«В сентябре 1939 года третий конный корпус имел задачу: к исходу 17.9 овладеть Молодечно, Воложин. 18.9 овладеть г. Лида и дальше действовать на Гродно. Но в 10.00 18.9 на марше кк получил новую задачу: 3 кк должен изменить направление и к 20.00 18.9 захватить г. Вильно. Расстояние до Вильно 130 км, т.(е. требовалось совершить 2-суточный переход — задача трудно выполнимая. Кроме того, было известно, что польские отборные войска — офицеры, жандармы сосредоточиваются в Вильно и ведут усиленную работу по укреплению города.

Для выполнения этого приказа было принято следующее решение: для захвата Вильно с ходу направить танковую бригаду, создать вторую танковую бригаду из двух танковых полков 3 кк, посадить два стрелковых батальона на танки. Освободить транспортные машины и посадить на них спешенных бойцов двух кавполков. Мотомехгруппу объединить под командованием помкомкора, выделив ему оперативную группу штаба. [256]

Мотомехгруппе поставлена задача: внезапно в 20.00 18.9 овладеть Вильно, захватить мосты, почту, телеграф, банки, станцию, аэродромы и перехватить дороги, идущие к Литовской границе.

Мотомехгруппа блестяще выполнила свою задачу и в 21.00 18.9 заняла город и вела бой до утра 19.9, до подхода 3 кавкорпуса (Черевиченко).


Осмелюсь предположить, что танки в данном случае шли на колесах.
И еще одна цитата оттуда же:

При освобождении западных областей Белоруссии и Украины в 1939 году с нашей стороны участвовало 16 танковых и 2 мотострелковых бригады. Все они, как правило, действовали самостоятельно в отрыве от стрелковых войск, имея в отдельных случаях до батальона пехоты, посаженной на танки.

Не берусь утверждать про использование колесного хода. Эта цитата в большей
степени относится к моменту про "отрыв от своих войск" танков.

Хочу обратить ваше внимание на то, что вопрос применения танков БТ в наступательной
войне на территории противника не ставится именно как "ТОЛЬКО НА КОЛЕСАХ И ТОЛЬКО
ПО ДОРОГАМ".

 цитата:
Маневры проводились на европейской территории СССР, где имелись дороги, на которых БТ вполне могли двигаться на колесах.


Так они двигались на маневрах на колесах или нет? Может быть
на маневрах демонстрировалась оперативная подвижность БТ для эффективного
передвижения в СВОЕМ тылу на колесах?