Форум сайта
Новичкам о регистрации на форуме.
Исходное сообщение:
Часть 3. Экономическая ситуация Германии.

Часть 3. Экономическая ситуация Германии.

К 1939 году, инкорпорировав австрийскую и чешскую экономики, Германия имела первую экономику в Европе - в полтора раза больше английской, в два с половиной раза больше французской. В мировом масштабе экономика Германии была третьей, вдвое уступая американской и в полтора раза экономике британской империи (считая с доминионами).

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Германия была прежде всего индустриальной державой - 52% национального продукта Германии давала промышленность. В частности Германия имела первоклассное машиностроение, способное освоить в производстве самые сложные изделия. Потребности энергетики Германии обеспечивались в основном углём, добыча которого заметно превышала потребление, что позволяло часть угля экспортировать. Чёрная металлургия вполне покрывала потребности обрабатывающей промышленности - Германия не импортировала (в смысле нетто-импорта) сталь и прокат. Однако, чёрная металлургия крайне зависела от поставок основного сырья - железной руды.

Чёрная металлургия. В 1938 году примерно две трети (по содержанию железа) потребляемой руды импортировалось из-за рубежа. Из этого количества примерно 55% поступало из смежных нейтральных стран - Швеции, Норвегии, Бельгии, Люксембурга, Швейцарии, однако 23% шло из Франции, а остальное ввозилось из-за моря - Ньюфаундленд, Испания, Алжир, Мароко, даже Бразилия. Всего этого Германия лишалась в случае введения блокады. Кроме того, в этом случае вдвое падал импорт металлолома (общий импорт в 1938 г. примерно 5% от веса общей выплавки стали). И действительно, если в августе 1939 г. месячная выплавка стали перевалила за 2 млн.тонн, то к февралю 1940 она упала до 1,6 млн.тонн, т.е. на 20%.

Ещё сильнее (45-100%) была зависимость чёрной металлургии от импорта легирующих добавок - никеля, марганца, хрома. Марганец, в количестве 45% потребления, ввозился в основном (63%) из Южной Африки, остальное из СССР, Индии и Бразилии, все эти поставки в случае войны прекращались. В Европе, кроме Германии, марганец по сути нигде не добывался. Никеля импортировалось 93% от потребления. Половина его поступала из Канады и Бирмы. Канада добывала 90% мирового никеля, в случае потери этого источника полностью заменить его было невозможно. От импорта хрома Германия зависела на 100%. Перед войной больше трети импорта шло из Южной Африки. Эта доля могла бы быть замещена увеличением импорта из Турции, Югославии и Греции (четверть мировой добычи хрома на троих), но надежд на это было мало, ввиду контрмер союзников по скупке хромовой руды в этих странах.

Цветная металлургия. Опять-таки мощности по прозводству в Германии имелись достаточные. Трудности были с сырьём. Тут наиболее благополучно обстояло дело с цинком. Импротировать требовалось только 18% потребности, и это количество в принципе могло быть найдено внутри Европы (в Италии, Норвегии, Югославии). Бокситы (98% от потребности) тоже можно было найти рядом - 60% импорта шло из Венгрии и Югославии, и ещё 15% из Италии, Греции и Дании. Хуже было с медью. Импортировать требовалось 92% от потребности, причём соседи (Голландия, Норвегия, Югославия) обеспечивали не более 10% медной руды и медного лома (слитков). Половина медной руды импортировалась у врагов (Франции и Англии), а половина медного лома - из США, Южной Африки и Чили. Свинца требовалось импортировать 63% от потребления, и только 28% можно было найти рядом (в Югославии), остальное везли из Ньюфаунленда и Латинской Америки. Подобным же образом дело обстояло с кобальтом, вольфрамом, оловом, и т.п.

Перед войной были созданы запасы на 9-18 (по кобальту - на 30) месяцев нормального потребления. Но по мере их исчерпания снижение потребления было неизбежно.

Нефть. Германия в мирное время потребляла примерно 6 млн.тонн моторного топлива. Во время интенсивных военных действий требовалось около 7 млн.тонн, в том числе 4,5 млн. для вооружённых сил. В 1939 году было произведено 1,6 млн.тонн синтетического топлива, ещё около 0,3 млн. могло быть выработано из добываемой в германии нефти. Остальное нужно было импортировать. В 1938 году было импортировано 3,6 млн. тонн моторного топлива, в основном (77%) с Американского континента (Нидерланская Гвиана, США, Мексика, Перу), остальное из Ирана, Индонезии, СССР. Румыния тогда дала только 12%. Ещё 1,3 млн.тонн было ввезено сырой нефти, тоже в основном (96%) с Американского континента.

Единственной нефтью, которую не могла отсечь морская блокада (при выступлении СССР на стороне западных демократий) была румынская. Однако, наращивание импорта из Румынии сталкивалось с разными сложностями. Прежде всего, добрая половина румынской нефтедобычи контролировалась англо-французским капиталом. В результате, союзникам удалось добиться от Румынии соглашения, по которому Германия получала только 1,3-1,56 млн.тонн топлива в год, а союзники выкупали 1,1 млн.тонн. Второй трудностью была транспортировка - так как доставка по морю исключалась, то оставался путь по Дунаю и по железным дорогам. Первая затруднялась нехваткой танкерного флота (половина его контролировалась союзниками) и сезонными ледоставами на Дунае, вторая - недостаточной пропускной способностью дорог. В итоге, в 1939 г. Германия получила из Румынии только 0.85 млн.тонн топлива, а в 1940 г. - 1,17 млн.тонн.

Запасы топлива к началу войны составляли 0,9 млн. тонн. Плюс какое-то количество сырой нефти.

Каучук. Потребность в каучуке определялась в 81 тыс.тонн в год. Импортный каучук поступал только по морю, а синтетический производился в крайне недостаточных количествах (в 1940 году - 40 тыс. тонн).

Текстильная промышленность. Имела вполне достаточные для обеспечения Германии текстилем мощности, но тоже крайне зависела от поставок сырья. По шерсти собственным производством покрывалось только 16% потребности. Синтетическая шерсть давала ещё столько же. Остальное (165 тыс.тонн) приходилось ввозить, и в основном (80%) из-за океана - Южная Африка, Австралия, Латинская Америка. Ещё 8% давали враги - Англия и Франция. И только 5% можно было получить по суше - из Италии, Турции, Ирана и т.п.

Чуть лучше было со льном и пенькой. тут собственное производство давало около половины потребности (260 тыс.тонн из 520 тыс.), а четверть импорта шла из смежных нейтралов - Италии, Югославии, Бельгии.

Совсем плохо было с хлопком. Все 100% потребления (350 тыс.тонн) импортировались, из них более 90% из-за океана (29% Бразилия, 24% США, 13% Египет, 9% Индия и т.п.). Из Турции и Ирана поступало только 2%. Существенно нарастить импорт оттуда было нельзя, по причине недостаточного производства (100 тыс.тонн на двоих).

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Германия в основном обеспечивала себя продуктами животноводства, мяса и молока импортировалось только 3-5% от потребления. Несколько ниже была обеспеченность маслом (импортировалось 15% потребления) и сырами (9%). Рыбы импортировалось 25% от потребления или 5% от общего потребления рыбы и мяса.

Но нужно отметить, что высокая производительность молочного животноводства поддерживалась кормовыми добавками семян масличных культур, которых Германия импортировала 1,7 млн.тонн - 94% от потребления. Главным поставщиком (43% импорта) была Манчжурия, тогдашний практически монополист в производстве сои. Ещё 17% шло из Индии, 11% из Нигерии, остальное - из разных заокеанских стран. Только 4% поставляла Румыния. Без кормовых добавок заметно падали удои, сокращалось производство всех молокопродуктов.

Зерновых Германия в 1938 г. импортировала 4 млн.тонн, или 14% от потребления. Из этого количества только четверть (900 тыс.тонн) импортировалось из смежных нейтралов (включая Турцию и Иран), остальное шло морем. В принципе, импорт зерна из Румынии и отчасти Югославии мог быть увеличен, но полностью покрыть дефицит в условиях экономического противодействия союзников это увеличение не могло.

Картофелем Германия обеспечивала себя на 100%.

Однако, производительность растениеводства сильно зависела от производства удобрений, сырьё для производства одного из основных видов которых (фосфатных) на 99% импортировалось. 50% фосфатов поставлялось из США, 33% из Французской Северной Африки, 14% из СССР. Возместить потерю этого импорта было нечем - в Европе и Азии фосфаты практически не добывались. Основные месторождения находились в Северной Африке, СССР, США и Океании. То есть с началом блокады по мере исчерпания запасов следовало ожидать падения урожайности.

(to be continued)