Форум сайта
Новичкам о регистрации на форуме.
Исходное сообщение:
Re:

wellx в общем, если коротко, то оборона и наступление рассматривались в довоенных уставах и на учениях совершенно равноправно. Пошарился тут по архивам здешним:
http://militera.borda.ru/?1-20-360-00000383-000-10001-0

Малыш пишет:

 цитата:

Выдержка из приказа "Об итогах боевой подготовки РККА за 1937-й год и задачах на 1938-й год" №0109 от 14 декабря 1937 г.:
"(...) ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
1. По сухопутным войскам
1) Пехота:
а) Командный и начальствующий состав общевойсковых соединений, как правило, дает неплохие образцы управления боем и применения технических средств борьбы в различных условиях обстановки.
б) Повысилась тактическая подготовка подразделений и частей пехоты.
в) Выросла подвижность пехоты и втянутость ее в совершение длительных маршей.
г) Улучшилось взаимодействие пехоты с артиллерией и танками в наступательном бою.
д) Пехота укрепила навыки в организации и ведении оборонительного боя. (...)
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА 1938 ГОД (...)
1. По сухопутным войскам
1) Подготовку войск производить в сложной, непрерывно меняющейся обстановке, максимально используя все имеющиеся средства подавления и добиваясь безотказного и постоянного взаимодействия пехоты и конницы с танками, артиллерией и авиацией.
Своевременно и в потребной норме обеспечивать маневр инженерными и химическими мероприятиями.
Никогда и ни при каких условиях не забывать о работе тыла — фактического или обозначенного, но непременно всегда правильно функционирующего на всех этапах боя, операции, сражения (ПУ-36, §§ 17, 75—92; Устав тыла, часть 1-я, §§ 2,3).
2) В наступательном бою, особенно при развитии боя в глубине обороны, достигнуть полностью взаимодействия пехоты (конницы) с артиллерией, танками и авиацией, стремясь уничтожать противника, а не выталкивать его (ПУ-36, §§ 162—223).
Практиковать и особо поощрять умелые, с применением военной хитрости, действия на флангах и в тылу противника (ПУ-36, § 173).
3) В оборонительном бою овладеть взаимодействием всех видов огня и маневром частей при контратаке (ПУ-36, §§ 238—24?).
Научить войска производить оборонительные работы ускоренными методами при максимальном использовании наличной инженерной техники.
4) Добиться своевременности, непрерывности и преемственности работы разведорганов во всех условиях боевой обстановки. Организацию боевой разведки и ее практическую работу в ходе боя считать одним из важнейших элементов управления войсками.
При оценке боевой подготовки командования и штабов полностью учитывать эти требования (ПУ-36, §§ 19—35).
5) Научить войска умению организовать непрерывное наблюдение и боевую связь с соседями. Жестоко карать тех командиров, которые беззаботно относятся к делу постоянной, действенной, живой, огневой связи с соседями (ПУ-36, §§ 19, 134-137).
6) Овладеть боем в населенных пунктах, в лесах, теснинах и при форсировании водных рубежей (ПУ-36, §§ 213—223, 293—298, 306—310).
7) На ночные действия войск отвести не менее 40% времени (ПУ-36, §§ 261—271).
При поверке боевой подготовки частей проверять готовность частей и соединений к действиям в ночных условиях.
8) Тылы обучать обязательно в тесной связи с боевыми действиями частей, добиваясь своевременной и бесперебойной работы тыла, полностью умеющего обеспечивать боевую деятельность войск (ПУ-36, §§ 75—92; Устав тыла, часть 1-я, §§ 50—89 и часть 2-я, §§ 85—138).
При оценке подготовки частей и соединений подготовку тыла учитывать наравне с главными разделами боевой подготовки."



Малыш пишет:

 цитата:

Выдержка из приказа "О боевой и политической подготовке войск на 1939 учебный год" №113 от 11 декабря 1938 г.:
"(...) Наиболее резкого перелома в боевой подготовке части и соединения добились в период осенних окружных сборов. Войска получили хорошую маршевую тренировку, практически научились занимать оборону и производить оборонительные работы. Улучшились организация и проведение наступательного боя; наступление ведется более методично, по рубежам, лучше обеспечивается огнем. (...)
Задачи на 1939 учебный год (...)
II. ОБЩЕВОЙСКОВАЯ ПОДГОТОВКА
1. В основу общевойсковой подготовки положить дальнейшую отработку вопросов взаимодействия всех родов войск в наступательном и оборонительном бою.
Усилия всех родов войск (авиация, артиллерия, танки) должны быть направлены на обеспечение действий главного рода войск — пехоты, определяющей успех общевойскового боя.
2. В текущем учебном году отработать:
— наступательный бой (усиленных сп, кп, сд, кд, ск и кк);
— наступательный бой (усиленных сп, кп, сд, кд, ск и кк) с форсированием крупной речной преграды;
— встречный бой (усиленных сп, кп, сд, кд, ск и кк);
— оборонительный бой (усиленных сп, кп, сд, кд, ск и кк) с применением средств химической защиты и инженерной техники, с последующим переходом в наступление;
— оборону и атаку УР;
— автоперевозку сп, ап и сд.
3. Отработку общевойсковых тем осуществлять на:
— военных играх и полевых поездках командного и начальствующего состава;
— командно-штабных выходах в поле со средствами связи, с обозначением отдельными машинами танковых и авиационных частей, соединений и тыла;
— общевойсковых учениях и маневрах.
4. При отработке всех тем обязательно изучать вопросы материального обеспечения войск, организацию и управление тылом. (...)"
Выдержка из приказа "О боевой и политической подготовке войск в летний период 1940 учебного года" №120 от 16 мая 1940 г.:
"(...) II. ОБЩЕВОЙСКОВАЯ ПОДГОТОВКА
1. За летний период 1940 года отработать:
а) атаку и оборону УР стрелковым полком;
б) наступательный бой (усиленных сп, кп, сд, кд) с преодолением полосы заграждений;
в) преодоление крупных водных преград (усиленных сп, кп, сд, кд);
г) оборонительный бой с устройством полосы заграждения;
д) действия конницы и танковых войск на фланге и при вводе в прорыв (кд, тбр, на фоне усиленного кк).
2. Отработку общевойсковых тем осуществлять на:
а) полевых поездках командного и начальствующего состава;
б) командно-штбных выходах в поле со средствами связи, с обозначением отдельными машинами танковых и авиационных частей, соединений и тыла;
в) общевойсковых учениях и маневрах.
3. Отрабатывать взаимодействие всех родов войск, обязательно изучать вопросы материального обеспечения войск, организацию и управление тылом. (...)"
Выдержка из приказа "О боевой и политической подготовке войск на 1941 учебный год" №30 от 21 января 1941 г.:
"(...)II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЙСК НА 1941 УЧЕБНЫЙ ГОД (...)
2. В текущем году отработать следующие общевойсковые темы (каждую тему в масштабе полка, дивизии и корпуса):
— оборонительный бой в зимних и летних условиях с организацией заграждений в предполье;
— наступательный бой на полевую оборону в зимних и летних условиях с преодолением полосы заграждений;
— прорыв сильно укрепленной оборонительной полосы;
— атака и оборона укрепленных районов;
— преодоление водных преград;
— встречный бой;
— действия конницы и танковых войск на фланге общевойсковых соединений при наступлении на полевую оборону и при вводе в прорыв (с использованием маскирующих дымов);
— автоперевозки.
3. В зимний период общевойсковые темы, от полка и выше, отработать:
— на полевых поездках;
— на командно-штабных выходах в поле со средствами связи;
— на командирских занятиях.
В летний период указанные темы отработать на занятиях с командным составом и штабами и на длительных (3—4 суток) общевойсковых учениях. (...)"



Малыш пишет:

 цитата:

(выдержка из приказа "О боевой и политической подготовке войск в летний период 1940 учебного года" №120 от 16 мая 1940 г.):
"Опыт войны на Карело-Финском театре выявил крупнейшие недочеты в боевом обучении и воспитании армии.
Воинская дисциплина не стояла на должной высоте. В отдельных случаях состояние дисциплины не обеспечивало твердого выполнения войсками поставленных им боевых задач.
Войска не были подготовлены к боевым действиям в сложных условиях, в частности к позиционной войне, к прорыву УР, к действиям в суровых условиях зимы и в лесу.
Взаимодействие родов войск в бою, особенно в звене рота — батарея, батальон-дивизион, являлось наиболее узким местом.
Основной причиной плохого взаимодействия между родами войск было слабое знание командным составом боевых свойств и возможностей других родов войск.
Пехота вышла на войну наименее подготовленной из всех родов войск: она не умела вести ближний бой, борьбу в траншеях, не умела использовать результаты артиллерийского огня и обеспечивать свое наступление огнем станковых пулеметов, минометов, батальонной и полковой артиллерии.
Артиллерия, танки и другие рода войск также имели ряд недочетов в своей боевой выучке, особенно в вопросах взаимодействия с пехотой и обеспечения ее успеха в бою.
В боевой подготовке воздушных сил резко выявилось неумение осуществлять взаимодействие с наземными войсками, неподготовленность к полетам в сложных условиях и низкое качество бомбометания, особенно по узким целям.
Подготовка командного состава не отвечала современным боевым требованиям.
Командиры не командовали своими подразделениями, не держали крепко в руках подчиненных, теряясь в общей массе бойцов.
Авторитет комсостава в среднем и младшем звене невысок. Требовательность комсостава низка. Командиры порой преступно терпимо относились к нарушениям дисциплины, к пререканиям подчиненных, а иногда и к прямым неисполнениям приказов.
Наиболее слабым звеном являлись командиры рот, взводов и отделений, не имеющие, как правило, необходимой подготовки, командирских навыков и служебного опыта.
Старший и высший комсостав слабо организовал взаимодействие, плохо использовал штабы, неумело ставил задачи артиллерии, танкам и особенно авиации.
Командный состав запаса был подготовлен исключительно плохо и часто совершенно не мог выполнять свои обязанности.
Штабы по своей организации, подбору и подготовке кадров, материально-техническому оснащению не соответствовали предъявляемым к ним требованиям: они работали неорганизованно, беспланово и безынициативно, средства связи использовали плохо, и особенно радио. Информация была плохая. Донесения запаздывали, составлялись небрежно, не отражали действительного положения на фронте. Иногда в донесениях и докладах имела место прямая ложь. Скрытым управлением пренебрегали.
Командные пункты организовывались и несли службу плохо, неумело переходили с одного места на другое.
Боевой опыт не изучался и не использовался. Штабы слабо занимались подготовкой войск к предстоящим действиям.
Управление войсками характеризовалось поспешностью, непродуманностью, отсутствием изучения и анализа обстановки, предвидения последующего развития событий и подготовки к ним. Часто имело место излишнее вмешательство старших начальников в работу младших. Старшие начальники, увлекаясь отдельными эпизодами, упускали управление частью или соединением в целом.
Разведывательная служба организовывалась и выполнялась крайне неудовлетворительно. Разведорганы войсковых штабов, разведывательные подразделения частей и соединений были подготовлены плохо. Войска неумело вели разведку в условиях леса, зимы и укрепленной полосы противника, не умели брать пленных.
Во всех родах войск особенно плохо была поставлена служба наблюдения.
Командование и штабы всех степеней плохо организовали и неумело руководили работой тыла. Дисциплина в тылу отсутствовала. Порядка на дорогах, особенно в войсковом тылу, не было.
Организация помощи раненым была нетерпимо плохой и несвоевременной.
Войска не были обучены переездам по железным дорогам.
Все эти недочеты в подготовке армии к войне явились в основном результатом неправильного воинского воспитания бойца и командира, ориентировавшихся на легкую победу над слабым врагом и неверной системой боевого обучения, не приучавшей войска к суровым условиям современной войны. (...)"



Малыш пишет:

 цитата:
Вам выдержки из "Контрольного плана проведения сборов высшего начсостава, игр, полевых поездок и учений в округах в 1941 г.": в ЗОВО с 1-го по 15 сентября под руководством Генштаба планировалось двустороннее учение на тему "Наступление с вводом в прорыв". Надеюсь, Вам ведомо, что при двусторонних учениях войсками "отыгрываются" действия обеих сторон, в отличие от односторонних учений, при которых противник "обозначается", а действия противника спускаются участникам посредниками в виде вводных? Но продолжим: в августе 1941 г. в КОВО планировались командно-штабные учения штабов армий на тему "Армейская оборонительная операция", а в период с 1 сентября по 15 октября - двустороннее войсковое учение "Наступление усиленного стрелкового корпуса с вводом в прорыв мехкорпуса"; в ПриВО с 5 по 11 июля планировались учения на тему "Оборона стрелковой дивизии с предпольем и наступление стрелкового корпуса с преодолением заграждений", с 16-го по 19-е сентября планировались опытные учения на ту же тему, а с 10-го по 20-е октября планировалась армейская полевая поездка на тему "Оборонительная операция"; в ОдВО с 11-го по 14-е марта планировалось групповое упражнение на картах на тему "Армейская оборонительная операция", а с 26-го по 29-е июля - военная игра на картах на ту же тему; в СКВО с 20-го по 30-е июля и с 1-го по 10-е октября планировались армейские полевые поездки на тему "Оборонительная операция" и т.д.



Вот примерно в таком акцепте, копаю еще.