Исходное сообщение: |
Re: wellx в общем, если коротко, то оборона и наступление рассматривались в довоенных уставах и на учениях совершенно равноправно. Пошарился тут по архивам здешним: http://militera.borda.ru/?1-20-360-00000383-000-10001-0 Малыш пишет:
цитата: | Выдержка из приказа "Об итогах боевой подготовки РККА за 1937-й год и задачах на 1938-й год" №0109 от 14 декабря 1937 г.: "(...) ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ 1. По сухопутным войскам 1) Пехота: а) Командный и начальствующий состав общевойсковых соединений, как правило, дает неплохие образцы управления боем и применения технических средств борьбы в различных условиях обстановки. б) Повысилась тактическая подготовка подразделений и частей пехоты. в) Выросла подвижность пехоты и втянутость ее в совершение длительных маршей. г) Улучшилось взаимодействие пехоты с артиллерией и танками в наступательном бою. д) Пехота укрепила навыки в организации и ведении оборонительного боя. (...) II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА 1938 ГОД (...) 1. По сухопутным войскам 1) Подготовку войск производить в сложной, непрерывно меняющейся обстановке, максимально используя все имеющиеся средства подавления и добиваясь безотказного и постоянного взаимодействия пехоты и конницы с танками, артиллерией и авиацией. Своевременно и в потребной норме обеспечивать маневр инженерными и химическими мероприятиями. Никогда и ни при каких условиях не забывать о работе тыла — фактического или обозначенного, но непременно всегда правильно функционирующего на всех этапах боя, операции, сражения (ПУ-36, §§ 17, 75—92; Устав тыла, часть 1-я, §§ 2,3). 2) В наступательном бою, особенно при развитии боя в глубине обороны, достигнуть полностью взаимодействия пехоты (конницы) с артиллерией, танками и авиацией, стремясь уничтожать противника, а не выталкивать его (ПУ-36, §§ 162—223). Практиковать и особо поощрять умелые, с применением военной хитрости, действия на флангах и в тылу противника (ПУ-36, § 173). 3) В оборонительном бою овладеть взаимодействием всех видов огня и маневром частей при контратаке (ПУ-36, §§ 238—24?). Научить войска производить оборонительные работы ускоренными методами при максимальном использовании наличной инженерной техники. 4) Добиться своевременности, непрерывности и преемственности работы разведорганов во всех условиях боевой обстановки. Организацию боевой разведки и ее практическую работу в ходе боя считать одним из важнейших элементов управления войсками. При оценке боевой подготовки командования и штабов полностью учитывать эти требования (ПУ-36, §§ 19—35). 5) Научить войска умению организовать непрерывное наблюдение и боевую связь с соседями. Жестоко карать тех командиров, которые беззаботно относятся к делу постоянной, действенной, живой, огневой связи с соседями (ПУ-36, §§ 19, 134-137). 6) Овладеть боем в населенных пунктах, в лесах, теснинах и при форсировании водных рубежей (ПУ-36, §§ 213—223, 293—298, 306—310). 7) На ночные действия войск отвести не менее 40% времени (ПУ-36, §§ 261—271). При поверке боевой подготовки частей проверять готовность частей и соединений к действиям в ночных условиях. 8) Тылы обучать обязательно в тесной связи с боевыми действиями частей, добиваясь своевременной и бесперебойной работы тыла, полностью умеющего обеспечивать боевую деятельность войск (ПУ-36, §§ 75—92; Устав тыла, часть 1-я, §§ 50—89 и часть 2-я, §§ 85—138). При оценке подготовки частей и соединений подготовку тыла учитывать наравне с главными разделами боевой подготовки." |
|
Малыш пишет:
цитата: | Выдержка из приказа "О боевой и политической подготовке войск на 1939 учебный год" №113 от 11 декабря 1938 г.: "(...) Наиболее резкого перелома в боевой подготовке части и соединения добились в период осенних окружных сборов. Войска получили хорошую маршевую тренировку, практически научились занимать оборону и производить оборонительные работы. Улучшились организация и проведение наступательного боя; наступление ведется более методично, по рубежам, лучше обеспечивается огнем. (...) Задачи на 1939 учебный год (...) II. ОБЩЕВОЙСКОВАЯ ПОДГОТОВКА 1. В основу общевойсковой подготовки положить дальнейшую отработку вопросов взаимодействия всех родов войск в наступательном и оборонительном бою. Усилия всех родов войск (авиация, артиллерия, танки) должны быть направлены на обеспечение действий главного рода войск — пехоты, определяющей успех общевойскового боя. 2. В текущем учебном году отработать: — наступательный бой (усиленных сп, кп, сд, кд, ск и кк); — наступательный бой (усиленных сп, кп, сд, кд, ск и кк) с форсированием крупной речной преграды; — встречный бой (усиленных сп, кп, сд, кд, ск и кк); — оборонительный бой (усиленных сп, кп, сд, кд, ск и кк) с применением средств химической защиты и инженерной техники, с последующим переходом в наступление; — оборону и атаку УР; — автоперевозку сп, ап и сд. 3. Отработку общевойсковых тем осуществлять на: — военных играх и полевых поездках командного и начальствующего состава; — командно-штабных выходах в поле со средствами связи, с обозначением отдельными машинами танковых и авиационных частей, соединений и тыла; — общевойсковых учениях и маневрах. 4. При отработке всех тем обязательно изучать вопросы материального обеспечения войск, организацию и управление тылом. (...)" Выдержка из приказа "О боевой и политической подготовке войск в летний период 1940 учебного года" №120 от 16 мая 1940 г.: "(...) II. ОБЩЕВОЙСКОВАЯ ПОДГОТОВКА 1. За летний период 1940 года отработать: а) атаку и оборону УР стрелковым полком; б) наступательный бой (усиленных сп, кп, сд, кд) с преодолением полосы заграждений; в) преодоление крупных водных преград (усиленных сп, кп, сд, кд); г) оборонительный бой с устройством полосы заграждения; д) действия конницы и танковых войск на фланге и при вводе в прорыв (кд, тбр, на фоне усиленного кк). 2. Отработку общевойсковых тем осуществлять на: а) полевых поездках командного и начальствующего состава; б) командно-штбных выходах в поле со средствами связи, с обозначением отдельными машинами танковых и авиационных частей, соединений и тыла; в) общевойсковых учениях и маневрах. 3. Отрабатывать взаимодействие всех родов войск, обязательно изучать вопросы материального обеспечения войск, организацию и управление тылом. (...)" Выдержка из приказа "О боевой и политической подготовке войск на 1941 учебный год" №30 от 21 января 1941 г.: "(...)II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЙСК НА 1941 УЧЕБНЫЙ ГОД (...) 2. В текущем году отработать следующие общевойсковые темы (каждую тему в масштабе полка, дивизии и корпуса): — оборонительный бой в зимних и летних условиях с организацией заграждений в предполье; — наступательный бой на полевую оборону в зимних и летних условиях с преодолением полосы заграждений; — прорыв сильно укрепленной оборонительной полосы; — атака и оборона укрепленных районов; — преодоление водных преград; — встречный бой; — действия конницы и танковых войск на фланге общевойсковых соединений при наступлении на полевую оборону и при вводе в прорыв (с использованием маскирующих дымов); — автоперевозки. 3. В зимний период общевойсковые темы, от полка и выше, отработать: — на полевых поездках; — на командно-штабных выходах в поле со средствами связи; — на командирских занятиях. В летний период указанные темы отработать на занятиях с командным составом и штабами и на длительных (3—4 суток) общевойсковых учениях. (...)" |
|
Малыш пишет:
цитата: | (выдержка из приказа "О боевой и политической подготовке войск в летний период 1940 учебного года" №120 от 16 мая 1940 г.): "Опыт войны на Карело-Финском театре выявил крупнейшие недочеты в боевом обучении и воспитании армии. Воинская дисциплина не стояла на должной высоте. В отдельных случаях состояние дисциплины не обеспечивало твердого выполнения войсками поставленных им боевых задач. Войска не были подготовлены к боевым действиям в сложных условиях, в частности к позиционной войне, к прорыву УР, к действиям в суровых условиях зимы и в лесу. Взаимодействие родов войск в бою, особенно в звене рота — батарея, батальон-дивизион, являлось наиболее узким местом. Основной причиной плохого взаимодействия между родами войск было слабое знание командным составом боевых свойств и возможностей других родов войск. Пехота вышла на войну наименее подготовленной из всех родов войск: она не умела вести ближний бой, борьбу в траншеях, не умела использовать результаты артиллерийского огня и обеспечивать свое наступление огнем станковых пулеметов, минометов, батальонной и полковой артиллерии. Артиллерия, танки и другие рода войск также имели ряд недочетов в своей боевой выучке, особенно в вопросах взаимодействия с пехотой и обеспечения ее успеха в бою. В боевой подготовке воздушных сил резко выявилось неумение осуществлять взаимодействие с наземными войсками, неподготовленность к полетам в сложных условиях и низкое качество бомбометания, особенно по узким целям. Подготовка командного состава не отвечала современным боевым требованиям. Командиры не командовали своими подразделениями, не держали крепко в руках подчиненных, теряясь в общей массе бойцов. Авторитет комсостава в среднем и младшем звене невысок. Требовательность комсостава низка. Командиры порой преступно терпимо относились к нарушениям дисциплины, к пререканиям подчиненных, а иногда и к прямым неисполнениям приказов. Наиболее слабым звеном являлись командиры рот, взводов и отделений, не имеющие, как правило, необходимой подготовки, командирских навыков и служебного опыта. Старший и высший комсостав слабо организовал взаимодействие, плохо использовал штабы, неумело ставил задачи артиллерии, танкам и особенно авиации. Командный состав запаса был подготовлен исключительно плохо и часто совершенно не мог выполнять свои обязанности. Штабы по своей организации, подбору и подготовке кадров, материально-техническому оснащению не соответствовали предъявляемым к ним требованиям: они работали неорганизованно, беспланово и безынициативно, средства связи использовали плохо, и особенно радио. Информация была плохая. Донесения запаздывали, составлялись небрежно, не отражали действительного положения на фронте. Иногда в донесениях и докладах имела место прямая ложь. Скрытым управлением пренебрегали. Командные пункты организовывались и несли службу плохо, неумело переходили с одного места на другое. Боевой опыт не изучался и не использовался. Штабы слабо занимались подготовкой войск к предстоящим действиям. Управление войсками характеризовалось поспешностью, непродуманностью, отсутствием изучения и анализа обстановки, предвидения последующего развития событий и подготовки к ним. Часто имело место излишнее вмешательство старших начальников в работу младших. Старшие начальники, увлекаясь отдельными эпизодами, упускали управление частью или соединением в целом. Разведывательная служба организовывалась и выполнялась крайне неудовлетворительно. Разведорганы войсковых штабов, разведывательные подразделения частей и соединений были подготовлены плохо. Войска неумело вели разведку в условиях леса, зимы и укрепленной полосы противника, не умели брать пленных. Во всех родах войск особенно плохо была поставлена служба наблюдения. Командование и штабы всех степеней плохо организовали и неумело руководили работой тыла. Дисциплина в тылу отсутствовала. Порядка на дорогах, особенно в войсковом тылу, не было. Организация помощи раненым была нетерпимо плохой и несвоевременной. Войска не были обучены переездам по железным дорогам. Все эти недочеты в подготовке армии к войне явились в основном результатом неправильного воинского воспитания бойца и командира, ориентировавшихся на легкую победу над слабым врагом и неверной системой боевого обучения, не приучавшей войска к суровым условиям современной войны. (...)" |
|
Малыш пишет:
цитата: | Вам выдержки из "Контрольного плана проведения сборов высшего начсостава, игр, полевых поездок и учений в округах в 1941 г.": в ЗОВО с 1-го по 15 сентября под руководством Генштаба планировалось двустороннее учение на тему "Наступление с вводом в прорыв". Надеюсь, Вам ведомо, что при двусторонних учениях войсками "отыгрываются" действия обеих сторон, в отличие от односторонних учений, при которых противник "обозначается", а действия противника спускаются участникам посредниками в виде вводных? Но продолжим: в августе 1941 г. в КОВО планировались командно-штабные учения штабов армий на тему "Армейская оборонительная операция", а в период с 1 сентября по 15 октября - двустороннее войсковое учение "Наступление усиленного стрелкового корпуса с вводом в прорыв мехкорпуса"; в ПриВО с 5 по 11 июля планировались учения на тему "Оборона стрелковой дивизии с предпольем и наступление стрелкового корпуса с преодолением заграждений", с 16-го по 19-е сентября планировались опытные учения на ту же тему, а с 10-го по 20-е октября планировалась армейская полевая поездка на тему "Оборонительная операция"; в ОдВО с 11-го по 14-е марта планировалось групповое упражнение на картах на тему "Армейская оборонительная операция", а с 26-го по 29-е июля - военная игра на картах на ту же тему; в СКВО с 20-го по 30-е июля и с 1-го по 10-е октября планировались армейские полевые поездки на тему "Оборонительная операция" и т.д. |
|
Вот примерно в таком акцепте, копаю еще.
|
|