Форум сайта
Новичкам о регистрации на форуме.
АвторСообщение





Пост N: 613
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 02:54. Заголовок: Вопрос к фотографам


Идея этой темы родилась после прочтения книги Д.Лейпника "Як-9. Рядовые небес" (весьма посредственной и малокомпетентной, на мой взгляд). Автор, похоже, заядлый моделист, и, как многие моделисты, повернут на идее наиболее точного воспроизведения внешнего облика военной техники в своих моделях. В частности, это касается раскрасок самолетов. Поражают рассуждения автора: здесь на фотографии оттенок светлый, значит красочка должны быть светло-серая, или светлозеленая, а вот самолет - подарок фронту от жителей Киева. Дарственная надпись на фото чуть темнее, чем тактический номер, нарисованный белым, следовательно была жевтой, с блакитной обводкой (а може, памаранчовой?).
Не уверен, что автор занимался когда-либо серьезно фотографией, собственно, я тоже не фотограф. Но в детстве через это увлечение прошел. Так вот, была у меня ста-а-арая книга, чуть-чуть постарше меня самого (издательство середины 60-х). И там была интересная глава - о различных фотоматериалах.
Оказывается, соединения серебра, используемые в фотоэмульсии черно-белых фотоматериалов, имеют совсем другую спектральную характеристику фоточувствительности, чем человеческий глаз - сдвинутую в область синего и ультрафиолетового цвета. Именно поэтому фотобумагу можно обрабатывать при свете красного фонаря. Но при фотографировании это приводит к неправильной передаче полутонов. Розовые и оранжевые "в жизни" места становятся черными, синие - белыми, или светло-серыми и т.д.
Поэтому фотопленку и фотопластинки научились "сенсибилизировать", т.е. увеличили чувствительность к свету оранжево-красного диапазона. Однако это только половина решения проблемы, так как кривая фоточувствительности сенсибилизированных фотоматериалов сильно отличается от соответствующей характеристики человеческого глаза. Если мы наиболее восприимчивы к свету зеленого диапазона, и наша чувствительность постепенно убывает к красной и синей границе спектра, то у сенсибилизированных материалолв могло быть два и более пика спектральной фоточувствительности (например, в области оранжевого и синего цвета), и провал в области зеленого. Поэтому фотоматериалы надо было еще и нормализовывать.
Так вот, в той старой книжечке описаны куча любительских и профессиональных фотоматериалов, с характеристиками спектральной чувствительности и рекомендациями, когда, что и где применять. Запомнились такие звучные названия, как "ИзоХром","ИзоОрто","ОртоХром", "Панхром", "Изопанхром".
Однако в годы моего детства мне не доводилось встречать в продаже ни одного из этих звучных названий. Точнее, из всего этого семейства выжил один изопанхром, как наиболее продвинутый и изопанхромом зваться перестал, так как если кругом все изопанхромы, то хвастать своей изопанхромистостью не перед кем.
Но ведь неспроста вся эта славная семейка описана в старых книжках: значит были пленки и пластинки разных сортов, наверно, отличались в цене, какие-то, наверно были дефицитом, какие-то имелись в изобилии? Если это могло происходить еще в 50-60-е годы, то в 40-е и подавно? А что же это значит? А значит это то, что на старых снимках полутона могут совершенно не соответствовать нашему восприятию. Например, самолет АИР-7 на старой фотографии кажется черным, как концертный рояль, но на самом деле мог быть ярко-красным, а военные самолеты, которые на фотографиях выглядят темно-серыми, почти черными, на самом деле - светло-зеленые, черные звезды - ярко алые, а пресловутая дарственная надпись киевлян на самом деле блакитная с жовтой обводкой, а не наоборот, но никак не помаранчовая...
Может кто-то скажет, что тема эта не имеет отношения к войне, а я не согласен. Ведь о войне мы знаем во многом благодаря кадрам кинохроники и фотографиям тех лет. Да и вклад фоторепортеров и киножурналистов в общую победу нельзя переоценить. Помните: "С лейкой и с блокнотом, а то и с пулеметом, сквозь огонь и воду мы прошли..."
А ведь фотоматериалы, пленки, пластинки, фотобумага - это настоящее оружие фоторепортера, как патроны для солдата, как снаряды для артиллериста.
Почему же про артиллерию, авиацию, флот, стрелковое и прочее оружие написано столько подробных трудов и исследований, а тема развития фотоматериалов осталась обойденной стороной?
А если не обойденной, то что и где об этом можно почитать?

Ложь должна сообщаться без всяких оговорок, лишь истина может позволить себе роскошь быть спорной. Спасибо: 0 
Профиль Цитата
Ответов - 7 [только новые]





Пост N: 2237
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 07:04. Заголовок: Re:


Sergik пишет:

 цитата:
Запомнились такие звучные названия, как "ИзоХром","ИзоОрто","ОртоХром", "Панхром", "Изопанхром".
Однако в годы моего детства мне не доводилось встречать в продаже ни одного из этих звучных названий. Точнее, из всего этого семейства выжил один изопанхром, как наиболее продвинутый и изопанхромом зваться перестал, так как если кругом все изопанхромы, то хвастать своей изопанхромистостью не перед кем.

Наверное, потому что перешли на светофильтры, которые могли решать те же самые проблемы без химии. В детстве когда ходил в фотокружок тоже часто сталкивались с этими проблемами. Только на уровне наших камер Смена-8М их решить было нельзя.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата





Пост N: 742
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 11:05. Заголовок: Re:


А где выпускались фотоматериалы в Союзе в 1941 году?
В Шостке, Москве, Ленинграде или где-то еще? Шосткинская "Свема",
по-моему, создавалась после войны на трофейном оборудовании.



По земле текла кровь:
бог занимался текущими делами.
Спасибо: 0 
Профиль Цитата



Пост N: 575
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 20:26. Заголовок: Re:


Скорее всего, не в тему.
Но не могу не дать ссылку: http://www.loc.gov/exhibits/empire/empire-ru.html

Спасибо: 0 
Профиль Цитата



Пост N: 713
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.08.06 00:36. Заголовок: Re:


Кроме пленок для художественной фотографии - изопанхроматических - выпускалисть также и технические пленки - репродукциовнные (в свою очередь, делившиеся на штриховые и полутоновые - в современных компьютерных программах это соответствует BLACK AND WHITE м GRAY SCALE), сверхвысокочувствительные, особо мелкозернистые (микрат), рентгеновские, для аэрофотосъемок... Они имели другую сенсибилизацию. В частности, экраны осциллоскопов светились зеленым (обычно; бывали и другие цвета, я, например, помнею оранжевый - но это экзотика).
Отдельная тема - фотобумаги. Их сенсибилизация, понятно, мало кого интересовала, зато бумага разного сорта давали разные оттенки изображения. Йодосеребряные, помнится, - зеленоватое, аристотипная бумага (крайне малочувствительная бумага для контактной печати на дневном свету) - сепия, бромпортрет - то, что называлось "теплым", технические бумаги - напротив, угольно-черный.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата





Пост N: 615
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.08.06 02:54. Заголовок: Re:


Аника-воин пишет:

 цитата:
А где выпускались фотоматериалы в Союзе в 1941 году?



Вот это мне и хотелось бы узнать. Если не выпускались, то у кого закупались и какие? Также интересен вопрос по истороии фото и кинокамер.

Ложь должна сообщаться без всяких оговорок, лишь истина может позволить себе роскошь быть спорной. Спасибо: 0 
Профиль Цитата





Пост N: 744
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.08.06 15:13. Заголовок: Re:


Sergik пишет:

 цитата:
Если не выпускались, то у кого закупались и какие? Также интересен вопрос по истороии фото и кинокамер.


Список литературы:
http://www.photoline.ru/link1.htm
Описание фотоаппаратов:
http://www.foto.kodwa.com.ua/cameras/

И отличная статья Федора Лисицына (с вставкой Елены Фисенко)
"Для прицельных кадров":
http://www.foto-video.ru/tech/review/war_phototehnik

"Из США и Великобритании за все время войны было поставлено:
4 (четыре) 35-мм и 55 (пятьдесят пять) 16-мм кинокамер, 178
фотоаппаратов всех типов, увеличителей на сумму 5272 доллара
США, 48 аэрофотоаппаратов и 3 фотокинопулемета (это не считая,
конечно, штатного фотооборудования на поставленных по ленд-лизу
самолетах). Поставки фотоматериалов куда более внушительны.
Всего Советский Союз получил:
— позитивной (в смысле для копирования кинофильма с кинонегатива) 35-мм пленки на сумму 178001 доллар;
— негативной 35-мм на сумму 59007 долларов (877000 м);
— позитивной 16-мм на сумму 10755 долларов (336194 м);
— негативной 16-мм на сумму 4715 долларов (102250 м);
— позитивной 8-мм на 270 долларов (2000 м);
— фотопластинок 17455 шт.;
— рентгеновской пленки 30784 пачки;
— фотобумаги 307 тонн;
— одноразовых ламп-вспышек 104630 шт., на 92000 долларов."

Упомянуты Харьковский и Красногорский заводы
фотоаппаратуры. Харьковский ФЭД был эвакуирован в Бердск
под Новосибирском.


По земле текла кровь:
бог занимался текущими делами.
Спасибо: 0 
Профиль Цитата





Пост N: 625
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.06 02:06. Заголовок: Re:


Аника-воин пишет:

 цитата:
И отличная статья Федора Лисицына (с вставкой Елены Фисенко)
"Для прицельных кадров":



Действительно, отличная статья. Большое спасибо за ссылку!

"Основной была черно-белая негативная кинопленка, как ортохроматическая (нечувствительная к красному освещению) так и панхромантическая, чувствительностью в современных единицах 12–25, редко 45–90 ASA.
...
Редакции крупных издательств в период Великой Отечественной войны были оснащены преимущественно дальномерными малоформатными фотоаппаратами в корпусе жесткой конструкции Leica разных модификаций выпуска до 1939 года фирмы E. Leitz (Ветцлар, Германия) и Contax фирмы Zeiss-Ikon (Дрезден, Германия). В качестве фотоматериала использовались фотопленки Kodak и Agfa."

В общем, как я и предполагал: пленки были разные - крупные издательства работали на импорте, фоторепортеры издательств поменьше - на отечественных, причем в ходу были разные типы фотоматериалов.

Ложь должна сообщаться без всяких оговорок, лишь истина может позволить себе роскошь быть спорной. Спасибо: 0 
Профиль Цитата
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 34
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет