Форум сайта
Новичкам о регистрации на форуме.
АвторСообщение



Пост N: 1102
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.13 17:58. Заголовок: О реальных персонажах "В бой идут одни старики"


В "Ярмарке кроссвордов" (???!!!) №7, август 2013 г., Одесса опубликован интереснейший материал: беседа Тиграна Бабаянца с авиационным механиком знаменитого 152-го гвардейского (ранее 270-й) истребительного полка Михаилом Дмитриевичем Мирошниченко, которому 10 августа исполнится 96 лет.
Полный текст ниже:

- Михаил Дмитриевич, когда Вас призвали на службу?
- В июне 1940-го, мне было 23 года. До этого не призывали, так как я был единственным кормильцем в семье, но, видимо, наступило тревожное время, и в стране начали мобилизацию всех возможных резервов.

- Сразу попали в авиацию?
- Нет. Первый учебный полк, куда я попал, был артиллерийский. Стояли под Ахалкалаки в Джавахетии. Это самый юг Грузии. Там вообще было дислоцировано более 30 учебных полков самой разной специализации. Когда нас учили стрелять из миномёта, мы всегда целились так, чтобы учебная болванка упала в мандариновые сады, ведь за ней нужно было идти, разыскать её и принести обратно. Ох, и наелись тогда этих мандарин!

- А как авиамехаником стали?
- Пришли однажды в наш полк офицеры в красивой форме военных лётчиков и стали отбирать всех более или менее грамотных солдат. Я к тому времени закончил техникум и чувствовал себя почти академиком, у многих тогда было образование 3-4 класса. Со всего полка удалось отобрать только 5 человек. И нас перевели в учебный авиаполк, где мы сразу приступили к изучению новой специальности. Вообще они потенциальных лётчиков искали, но медкомиссию мне пройти не удалось. Сказали, что гипертония... Тогда я стал учиться на механика по обслуживанию самолётов и авиавооружения. Сначала учили матчасть американского истребителя «Китти-Хок», но через месяц выяснилось, что он устарел и его сняли с производства. После этого мы начали досконально разбираться с другим совершенно новым американским самолётом Р-39 «Аэрокобра». На это уходило всё время. У нас даже строевой подготовки не было. Завистники говорили нам: «Ничего-ничего! Вот попадёте в часть — узнаете, почём фунт лиха! Будете маршировать и мести плац с утра до вечера».

- Ну и как, узнали?
- Нас распределили в 270-й истребительный авиаполк. Командир Савкин встретил как отец родной. Поскольку самолёты были совсем не те, которые мы изучали, пришлось снова переучиваться. Кстати, никакой строевой подготовки здесь тоже не было. И нарядов по кухне. В столовой белые скатерти, еду разносили официантки в красивых фартучках. Казалось, в дом отдыха попал какой-то.

- И долго так «отдыхали»?
- Примерно полгода, а в два часа дня 22 июня 1941 года полк построили, и командир сказал, что санаторий кончился. Сначала нас перебросили на Кубань, а 4-го января 42-го в Крым, населённый пункт Семь колодезей (Ленино). Начался ад. Немцы бомбили дважды в день.

- А на каких самолётах летал полк?
- И-153 «Чайка», слабенькие очень истребители. Они быстро кончились, и мы ещё долго там сидели, ждали эвакуации. Только 5 мая за нами прислали тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 и вывезли. Хотели в Краснодар, но из-за поломки сели в станице Крымская. Сегодня это город Крымск, где наводнение было. Поехали на попутках в Краснодар, нас приютили на ночлег местные жители. Меня с товарищем одна молодая женщина взяла на постой, у неё и муж, и тесть уже были на фронте. Место в доме было. Помылись первый раз за четыре месяца. Хотели ей денег оставить — пятьдесят рублей, зелёная бумажка такая, не взяла. Мы под вазочку положили и пошли на вокзал. На пункт сбора. Так она пришла, разыскала нас и категорично всунула её обратно.

- И что вы делали без самолётов?
- Нас повезли на завод, выдали новые ЛаГГ-3 и послали под Сталинград спустя какое-то время.

- Вы и там повоевали?
- 8 дней. За это время у полка опять не осталось ни одного самолёта. Считалось, что это нормальный результат. К счастью, многие лётчики, как правило, всё-таки выживали.

- Полк за неделю. Жёстко!
- В полку 3 эскадрильи по 12 машин. То есть в лучшем случае авиаполк — это 36 самолётов, 36 лётчиков, столько же техников, ну и ещё небольшое количество другого персонала. Это всё. Меньше стрелковой роты по численности.

- А звучит так, будто мощная сила какая-то. А как же комиссар, особисты какие-нибудь?
- Комиссар Иван Фёдорович Кузьмичёв был лётчик-ас, такие бочки крутил! Штурман полка Иван Михеевич Корниенко, начальник штаба полка Устинов тоже. Никаких особистов не было.

- Короче, самолёты опять кончились. Снова на завод?
- Естественно! На этот раз в Саратов за Як-1б, V-образные двигатели с водяным охлаждением, в центре 20-мм пушка ШВАК, стреляющая через втулку винта, 2 пулемёта ШКАС 7,62, 800 выстрелов в минуту. На порядок лучше «ишаков», да и ЛаГГов тоже. А ещё в полку всегда было несколько самолётов с ракетами, по 3 под каждым крылом, но ими сбить кого-то сложно было. Ракеты неуправляемые.

- Наверняка, за 4 года войны было немало интересных случаев. Поделитесь воспоминаниями, а то мы о войне только из фильмов и знаем.
- На войне каждый день были эти «случаи» - и печальные, и радостные. Сегодня такой день, что буду стараться говорить о хорошем. Однажды, сопроводив транспортный борт, тройка наших истребителей возвращалась на базу. Это были Сергей Луганский, Володя Козлов и Иван Глухих. По дороге они увидели немецкий конвой и атаковали его. Там было несколько грузовиков с солдатами и мотоциклисты. Сначала всё было хорошо. Машины задымились, солдаты разбежались в панике, и тут у Ивана заглох двигатель. Лётчику удалось спланировать и посадить самолёт в открытом поле. А немцы-то рядом! И тогда Сергей Луганский решил выручить друга. В кабине, конечно, места не ахти, но как-то втиснуться можно. Сергей тоже совершил посадку, но когда Ваня залезал в кабину, то случайно наступил ногой на рычаг и выключил зажигание. Это были ещё старые самолёты, и чтобы запустить, мотор нужен, или амортизатор, или автостартер, а их, как вы понимаете, в чистом поле нет. А там ещё немцы крадутся. Но в небе есть ещё Володя Козлов! Он нарезает круги и не даёт фашистам голову поднять. Затем и он заходит на посадку. Ваня и Сергей тем временем затеяли спор, кто полетит, а кто останется. А Володя им говорит: хватайтесь за стойки шасси! Они уселись, привязали себя парашютными ремнями и взлетели! Представляете себе изумление полка, когда все увидели, в каком виде заходит на посадку самолёт Козлова? Радости нашей не было границ! Такие были правила: сам погибай, а товарища выручай! Но лучше, конечно, выручать и не погибать при этом.

- Тут у нас в этом месяце юбилей сражения под Прохоровкой, я знаю, вы там были.
- Полк получил новую технику, и нас сразу туда отправили. Аэродром разбили как раз на околице этого села. Наш 270-й иап должен был прикрывать штурмовики Ил-2 соседних с нами 144-го и 141-го гвардейских штурмовых авиаполков тоже из нашего 1-го гвардейского штурмового корпуса. Они работали по позициям немцев в районе Харькова, а наши охраняли их от «мессеров». Потому что всё-таки Ил-2 для «мессершмитта» - относительно лёгкая добыча. Кстати, командир нашей второй эскадрильи Сергей Луганский дружил с комэском штурмовиков Талгатом Бегельдиновым. Оба дважды герои Советского Союза!

- Та самая «2-я поющая» из фильма «В бой идут одни старики»?
- Да. Та самая. Но не до песен тогда было.

- А «мессер» ваш командир эскадрильи угнал всё-таки, или тоже выдумка режиссёра?
- Режиссёр неплохо придумал, но в реальности было немного не так. Точнее, совсем не так. Немцы воевали таким образом, как будто есть некий рабочий день, в 8 начинается — в 6 заканчивается. Всё расписано по часам и минутам. И пунктуальность их однажды подвела. Как-то раз смотрим, мимо 2 «мессершмитта» проносятся, примерно в 10.30 утра. На следующий день картина повторяется — опять 10.30. А на третий день полк поднял 4 истребителя на 15 минут раньше. С лучшими нашими асами. Они заняли господствующий эшелон, появившиеся в положенное время Ме-109 просто струсили, и их вынудили сесть на наш аэродром. Так что у нас было целых 2 таких трофея. На них часто в разведку летали и комполка Герой Советского Союза Фёдор Телегин, и комэск нашей второй эскадрильи — дважды Герой Сергей Луганский.

- В кино трофейный самолёт сбили свои. А в жизни как на самом деле было?
- Тоже сбили свои.

- Кого из них двоих?
- Комполка Телегина, когда он возвращался с разведки, искал аэродром бомбардировщиков в немецком тылу (и нашёл, к слову). На обратном пути пересёк линию фронта и попал под огонь наших зениток. Но повезло, остался жив, и когда он посадил этот покалеченный «мессершмитт» на поле, пехотинцы вытащили его из самолёта и, приговаривая «Так у него и документы наши! Так у него и форма наша! Так он и лается по-нашему!», избили так, что узнать нельзя было. Он потом в госпитале месяц в себя приходил. И лошадь ему бестолочи эти не дарили, как в кино, только потом извинения принесли. Наши сами за ним на машине ездили.

- А Кузнечик — реальный персонаж?
- Ещё какой реальный! Его настоящее имя — Иван Мокрый. На первой же рулёжке столкнулся с другим нашим самолётом и оба надолго вывел из строя. Командир полка Батя был в ярости, отстранил от полётов. Так этот Ваня тут же принялся кузнечиков пилоткой ловить и был назначен за это вечным дежурным по аэродрому. Но однажды, когда был налёт и мы все спрятались в укрытиях, он прыгнул в чужой самолёт, не помню уже, чей, взлетел и умудрился сбить два Ме-109. Весь полк обалдел! Это в фильме чистая правда.

- В этом бою командир полка в нижнем белье взлетел?
- Нет. Тогда взлетели ещё два самолёта, но это были другие ребята. А случай с нижним бельём и лицом в мыле для бритья был с комэском второй эскадрильи. Мы ведь как бы немного в тылу находимся, и тут с передовой нам в полк телефонируют, что в нашу сторону летит «хейнкель» - судя по всему, разведчик. И по команде «в воздух» Сергей Луганский в майке и в мыле прыгнул в свой 47-й, даже парашют забыл пристегнуть. Поднялся, встретил и сбил этого шпиона. Надо сказать, с большим трудом. Мы потом ездили смотреть, почему он не загорелся. Оказывается, немцы покрыли изнутри баки резиной, и она тут же закрывала пулевые отверстия. А без доступа кислорода ничего не горит.

- 47-й — это что?
- У каждого лётчика непременно был любимый номер, который он всегда старался сохранить, получая новую машину. У Луганского в то время был 47-й, потом 58-й. У нашего балагура Коли Шутта всегда был 21-й и нецензурная надпись. У Володи Микояна — девятка, и так далее.

- Микояна?
- Это сын Анастаса Ивановича Микояна, он погиб под Сталинградом. Его эскадрилья что-то охраняла. Наша вторая, Луганского, летела их сменить, и тут появились «мессеры». Микоян ведомого сбил сразу, а ведущий тем временем атаковал его самого. Из-за ранения Володя не смог покинуть подбитый самолёт. Так и рухнул вместе с ним.

- То есть на наших самолётах тоже были надписи и рисунки?
- Рисунки были, но редко, а вот надписи — довольно часто. Например, на самолёте Луганского (это прототип главного героя фильма) была надпись: «Герою Советского Союза Луганскому от комсомольцев и молодёжи Алма-Аты». Он сам оттуда родом. Но немцы, конечно, гораздо более художественно оформляли свои машины. Как раз в самом начале июля в нашем секторе было замечено скопление таких размалёванных. Чёрные кошки, драконы, змеи, тузы. Чего только на них не было. Какую-то элитную часть перебросили. Вот тогда-то комполка всех собрал и произнёс фразу, которая стала отправной для названия фильма: «Сегодня пойдут одни старики, молодым делать нечего. У соседей шестерых сбили».

- А знаменитый «Бубновый» был?
- Нет. Там был пиковый. Когда Луганский его позже сбил, мы 70 крестов на обшивке насчитали. Это он столько побед имел. И тоже баки прорезиненные изнутри, снаружи обтянуты белой оленьей кожей, стреляй, не стреляй — не горит, кабина бронированная. Это был сын какой-то графини. Четыре железных креста с дубовыми листьями от Гитлера. Был ещё червовый туз, с ним намучились. Он каждый день наш молодняк по одному-два выкашивал. Его, кстати, тоже Луганский сбил. Бубновых не было.

- Честно говоря, фильм так снят, что, кажется, все его элементы, сцены, фразы — это какой-то художественный вымысел, хороший, но вымысел, а выходит, практически всё правда!
- В основу сценария фильма Быков положил мемуары нашего легендарного комэска Сергея Луганского, который позже, в 1944-м, стал в 26 лет командиром нашего полка, и воспоминания его боевых товарищей. Так что фильм — это красивая экранизация реальных событий.

- А чем кончился тот первый бой с элитными немецкими асами?
- Приказ получен — и завертелось... Техники с прибористами бегом начали готовить самолёты к вылету. Заправка одного — 12 банок по полста литров каждая, и всё вручную нужно заливать. Боекомплект уложить, заправить. Двигатели просмотреть, уровни жидкостей проверить... В тот день, по-моему, 12 машин на задание ушли, это неудивительно, в полку было 9 или 10 Героев Советского Союза. «Старики»! На самом деле — 20-летние пацаны. А наше дело — ждать. Это жутко неприятное время. Но тогда обошлось — смотрим, один за другим возвращаются Кузьмичёв, Луганский, Андрианов, Корниенко, Шутт, комполка Телегин, вот Дунаев колпак открыл, Жучка — собачка его — выпрыгнула.

- В фильме собачка тоже была, только у Кузнечика.
- Нет. Коля Дунаев — ас, тоже Герой. 37 сбитых самолётов на его счету. Дворняжка эта была его талисманом, что ли. Он её каждый вылет брал. Так она и погибла. В одном из боёв кабину прошила очередь, и собаку задело. Коля прилетел, привычно колпак откинул, а никто уже оттуда не выскочил.

- Михаил Дмитриевич, а вот механик главного героя фильма Макарыч похож на настоящего?
- Конечно, нет. Я 1917 года рождения, мне тогда было 26 лет, я был один из самых возрастных в полку, а механик Луганского Иван Лавриненко был примерно такого же возраста, если не младше. Тем самым «старикам» было по 23-25 лет. А были и вовсе 20-летние вундеркинды. Шалопаи и хулиганы. Бывало, соберутся Луганский, Телегин, Корниенко, естественно, Коля Шутт — как без него? Коля, кстати, сам немец, но был одним из лучших наших лётчиков. Все они Герои Советского Союза! И вот эта компания рассаживается по своим самолётам - и к немецкому аэродрому. А там кто-то один снижается, на бреющем прямо над головами фрицев проходит и перчатку бросает с запиской: «Выходи драться. На взлёте бить не будем», в фильме этот момент тоже отражён. Только в кино немцы откликнулись, а в реальной жизни такого ни разу не было. Они люди прагматичные, риски для жизни всегда старались к минимуму свести.

- А девушки на ночном бомбардировщике прилетали?
- Нет, приезжали девушки из госпиталя, который разбили неподалёку. Музыку слушали, танцевали, потом Коля Шутт напился, уронил шкаф с медикаментами, и вечер был испорчен. Его тогда чуть не убили. Но он интересный человек был. Душа компании, шутник, балагур, авантюрист. Однажды в Драганештах аэродром какому-то местному жителю продал.

- Это как?
- Что такое для нас аэродром? Это простое поле. В данном случае с клевером. Полк получил приказ на передислокацию в Тернополь, то есть самолёты улетят — и всё. Вроде, ситуация простая и понятная, но не для нашего афериста Коли. Он каким-то образом нашёл местного жителя, которому за бочку вина и 1000 яиц это поле «продал». После чего полк улетел, только уже с яйцами.

- И как Вам Тернополь?
- Хороших воспоминаний нет. Это в небе наш полк сила, а на земле мы довольно беззащитны. У каждого в лучшем случае пистолет. А в лесах кругом бандиты — бандеровцы. Украли у нас инженера полка, убили, а однажды нас просто чудо спасло. Поблизости оказалась стрелковая рота, а то всех на ремни порезали бы. К счастью, после этого случая нам выделили роту охраны, и бандиты переключились на беззащитное мирное население, кстати, та же картина была и в Польше, куда нас вскоре перевели. Люди в сёлах панически боялись этих бандитов.

- Чем для Вас Прохоровка закончилась?
- Нас перебросили под Старый Оскол. Штурмовики нашего корпуса наносили удары по колоннам отступавших немцев, наш полк осуществлял прикрытие. Затем, уже Полтавская область, Кобыляки, и, наконец, всю нашу 2-ю воздушную армию перебросили на юг, в Одесскую область и Молдавию. Шёл уже 1944 год, до Победы оставалось совсем немного.

- Спасибо Вам, Михаил Дмитриевич, за интереснейшую беседу! Я думаю, мало кто из наших читателей мог себе представить, что «В бой идут одни старики» - фильм практически документальный! То, что Вы рассказали нам, - информация поистине уникальная. Так что огромное Вам спасибо!
- Приезжай на моё столетие, ещё, может, что интересное вспомню.

- Здоровья Вам, долголетия и с праздником!

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 11 [только новые]





Пост N: 1607
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.13 18:34. Заголовок: Есть мемуары Луганск..


Есть мемуары Луганского "На глубоких виражах". По сути сценарий "Стариков" по ним написан. Все основные сцены оттуда.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Пост N: 3027
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.13 18:58. Заголовок: Все основные типы, с..


Все основные типы, сюжеты, даже акттеры очень похожи и прочее из фильма "Хроника пикирующего бомбардировщика". Тот же Макарыч, те же поиски спрятанного аэродрома, тот же вариант Кузнечика, хоят Иванову до Даля очень далеко. Даже есть сцена с футболом и словами о том, что после войны можно хоть почту развозить (или поля опрыскивать, точно не помню). Только "Хроника..." на порядок правдоподобней и глубже. И гооооораздо меньше глянца.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Пост N: 597
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.13 19:03. Заголовок: На сколько помню, Бы..


На сколько помню, Быков (капитан Титаренко) сыграл роль знаменитого В.Попкова. Попков в "молодости"-это Кузнечик, а капитан Титаренко- это Попков в расцвете сил. В прошлом году Попков умер. Вечная память...!

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Пост N: 2410
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.13 21:31. Заголовок: Ржевский Если есть..


Ржевский

Если есть ещё подобные материалы, выкладывайте или присылайте -- нужно для нового раздела Милитеры, кот. сейчас подготавливается.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Пост N: 616
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.13 21:51. Заголовок: Спасибо. Прочитал с ..


Спасибо. Прочитал с огромным интересом.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Пост N: 1103
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.13 13:14. Заголовок: Hoax пишет: Если ес..


Hoax пишет:

 цитата:
Если есть ещё подобные материалы, выкладывайте или присылайте -- нужно для нового раздела Милитеры, кот. сейчас подготавливается.


Материалы есть, но немного. Есть и хорошие контакты с Комитетом ветеранов войны Киевской городской Организации ветеранов Украины, Национальным музеем истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и желание поучаствовать в проекте, аналогичном "Я помню" (например, на Милитере). Одно "но": катастрофическая нехватка времени.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Пост N: 1104
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.13 13:19. Заголовок: dlshzw75 пишет: Спа..


dlshzw75 пишет:

 цитата:
Спасибо. Прочитал с огромным интересом.


Пожалуйста. Рад, что Вам понравилось.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Пост N: 2412
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.13 20:47. Заголовок: Ржевский пишет: Мат..


Ржевский пишет:

 цитата:
Материалы есть, но немного. Есть и хорошие контакты с Комитетом ветеранов войны Киевской городской Организации ветеранов Украины, Национальным музеем истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и желание поучаствовать в проекте, аналогичном "Я помню" (например, на Милитере). Одно "но": катастрофическая нехватка времени.



Собственно, раздел по устной истории и готовится.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Пост N: 1885
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.13 11:39. Заголовок: Ржевский пишет: Мих..


Ржевский пишет:

 цитата:
Михаил Дмитриевич, когда Вас призвали на службу?
- В июне 1940-го, мне было 23 года.




Ржевский пишет:

 цитата:
Сначала учили матчасть американского истребителя «Китти-Хок», но через месяц выяснилось, что он устарел и его сняли с производства. После этого мы начали досконально разбираться с другим совершенно новым американским самолётом Р-39 «Аэрокобра».



Ржевский пишет:

 цитата:
Казалось, в дом отдыха попал какой-то.

- И долго так «отдыхали»?
- Примерно полгода, а в два часа дня 22 июня 1941 года полк построили, и командир сказал, что санаторий кончился.



Или я чего то не понимаю, или с датами какая то путаница. До войны они учили американские самолеты?

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Пост N: 4134
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.13 13:50. Заголовок: учитель пишет: Или ..


учитель пишет:

 цитата:
Или я чего то не понимаю, или с датами какая то путаница. До войны они учили американские самолеты?


С датами там явно что-то не так.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Пост N: 563
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.13 21:26. Заголовок: piton83 пишет: С да..


piton83 пишет:

 цитата:
С датами там явно что-то не так.

и не только с датами, надо всё же делать скидку на ОЧЕНЬ большой временной период, прошедший от самих событий, до воспоминаний ветерана о них...

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет